Представленная в экспозиции картина «Садовник» является учебной работой Степана Федоровича Худоярова (1810–1865) — представителя третьего поколения тагильской художественной династии. С детства он работал в мастерской отца, обучался живописи, чистоте и тонкости лакирования. Летом 1827 года его отправили для обучения в Италию на средства русского промышленника и мецената Николая Никитича Демидова (1773–1828).
Положение учеников, обучавшихся живописи, было достаточно обеспеченным и даже привилегированным. После смерти Николая Демидова о судьбе юных художников заботился его младший сын Анатолий. Он с искренним восхищением относился к творчеству русского живописца Карла Павловича Брюллова (1799–1852), выпускника Академии художеств. Анатолий Николаевич Демидов стал его заказчиком. В результате договора с промышленником Карл Брюллов взял на себя обязанность обучать юных крепостных художников.
Во время учебы самое пристальное внимание уделялось изучению образцов античной скульптуры. Обязательной частью занятий было посещение галерей и выставок. На произведениях таких мастеров, как Харменс ван Рейн Рембрандт, Питер Пауль Рубенс, Вечеллио Тициан, Антонио да Корреджо, воспитывалось умение выполнять живопись смело, свободно и широко. Карл Павлович Брюллов относился к своим ученикам с уважением и вниманием.
Картина «Садовник» была написана Степаном Худояровым под впечатлением от картины итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с корзиной фруктов». В портретах действительного много общего: композиционная схема, садовник, корзина с фруктами, одежда, формат и внешнее сходство молодых людей. Тем не менее у Караваджо все изящнее и выразительнее. Дело, видимо, не только в уровне мастерства копирования. Скорее всего, перед учеником ставилось задание на тренировку памяти, заочное воспроизведение оригинала, так как писать копии непосредственно в галереях тогда не разрешалось.