Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Развитие подносного промысла в XVIII–XXI веках»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Христос и самаритянка у колодца

Время создания
конец XIX века
Место создания
Российская империя, заводской поселок Нижнетагильск
Размер
16,5x15,7 см
Техника
металл, краски
0
Открыть в приложении
#2

Представленная в экспозиции миниатюра на известный евангельский сюжет о встрече Иисуса Христа с самаритянкой у колодца была написана на небольшой металлической пластине. В работе нет выверенной точности мазка, тонко прописанных деталей, игры светотени.

Живопись носит примитивный характер, свойственный народным художникам, что хорошо просматривается в статичности позы самаритянки. Предположительно, исходя из композиции и расположения фигур, миниатюра была скопирована с репродукции гравюры немецкого художника-романтика Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда.

Известно, что в традициях тагильских мастеров лаковой живописи по металлу было распространено копирование известных произведений искусства. Об этом свидетельствует собрание гравюр, которое принадлежало местным художникам Сидору и Василию Дубасниковым. Поэтому нет ничего удивительного, что Анна Павловна Соловьёва могла взять за основу гравюру немецкого мастера.

Работы на религиозную тему активно тиражировались народными изданиями. Возможно, художница увидела иллюстрацию в одном из номеров журнала «Нива». В этом популярном в дореволюционной России издании часто печатались репродукции известных работ. Картинки из «Нивы» тагильские мастера использовали в качестве образцов для росписи подносов.

Однако говорить о полном копировании гравюры Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда нельзя. Анна Павловна Соловьёва не выполнила изображения учеников и женщин, которые присутствовали в оригинале. Более статичная фигура самаритянки просто опирается правой рукой на подставку с водоносом, а не берет его обеими руками, как на гравюре.

Более прост получился у художницы и костюм женщины: нет сложных деталей платья, уменьшено количество складок. Картина на металле «Христос и самаритянка у колодца» скорее представляет интерес как предмет, непосредственно связанный с семьей известных тагильских художников Худояровых. Он свидетельствует о широком распространении традиций росписи по металлу.

Картину в 1949 году передал в музей внук Анны Павловны Худояровой — Леонид Константинович Андронов, служащий Нижнетагильского металлургического завода. Позже его дочь Юлия Леонидовна передала в музей большой комплекс вещей, которые бытовали в их доме с начала XX века.
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Христос и самаритянка у колодца

Время создания
конец XIX века
Место создания
Российская империя, заводской поселок Нижнетагильск
Размер
16,5x15,7 см
Техника
металл, краски
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%