На корпусе нашего колокола, по центру, выгравирована надпись «ГАЛС» — это название корабля, и цифры «1981» — год постройки.
Даже если по каким-то причинам корабль менял свое название, судовой колокол всегда был верен своему первоначальному имени. В разные времена, особенно во время войн, гибло и шло ко дну множество кораблей. Именно по надписям на судовых колоколах удавалось установить и название корабля, и год его постройки, и его государственную принадлежность. Потерять колокол, не важно при каких условиях — плохая примета для корабля.
Колокола появились на кораблях в эпоху парусников, когда механические часы были редкостью, но существовали песочные часы. На каждом корабле вахту нёс дежурный, который наблюдал за этими часами. Как только весь песок перетекал в нижнюю часть стеклянного корпуса часов, а это случалось каждые полчаса, он переворачивал часы и бил в колокол. Этот сигнал назывался «бить склянки». То есть колокол оповещал экипажу судна о времени каждые полчаса. Для того, чтоб было понятно, сколько сейчас времени, был установлен общий для всех судов порядок отбития склянок.
В полдень колокол бил особый сигнал — три строенных удара. Этот сигнал назывался «рында». В петровские времена команды на флоте отдавались на английском языке. Вахтенный офицер давал команду часовому, стоявшему у судового колокола: «Ring the bell», то есть «Звони в колокол». В силу наших традиций, английский вариант быстро забылся, осталось лишь выражение «Рынду бей». Таким образом, сигналом колокола обозначали смену корабельной вахты.
Благодаря надписи на колоколе, мы узнали, что наш колокол принадлежал гидрогеографическому судну «Галс», построенному по проекту 862. Гидрографические суда проекта 862 предназначены для изучения определённых вопросов океанографии, имеющих специфическое военное значение, такие, как изучение гидрологических условий для обеспечения свободного плавания подводных лодок новых проектов в удалённых районах Мирового океана и проводить иные комплексные океанографические исследования.
Постройка
судна велась в польском городе Гданьск. Судно
спущено на воду 18 марта 1981 года. «Галс» проходил службу в составе Тихоокеанского
флота. В начале 2000-х годов судно
списали. С начала 2010-х годов оно находится на отстое во Владивостоке, а колокол
нашёл пристанище в нашем музее.