Голбец или голбчик — это обычно пристрой в виде загородки или чуланчика возле печи, при помощи которого можно было залезть на печь, на полати или спуститься по ступенькам в подпол (подклет, запечник, голбешник). Все припасы и овощи, которые могли зимой замерзнуть на улице, хранились в избе, в голбце.
Короткое на Урале лето, чересчур длинная зима и слякотная серая осень. В маленьких избах серые бревенчатые стены. И придумали тогда люди сохранить лето хотя бы у себя в избах: расцвели нарисованные цветы на сундуках, домашней утвари, дверях, стенах и даже на потолке. Чудо это называется урало-сибирской домовой росписью.
Расцветом урало-сибирской домовой росписи принято считать 1880–1913 годы. Именно в эти годы ездили по уральской земле крашельщики, так называли себя носители ремесла. Талантливые умельцы, которыми славится наша земля, отправлялись в дорогу после уборки урожая и возвращались домой к началу полевых работ. Художниками себя они не считали, а свою работу оценивали, как способ подзаработать в глухозимье. Однако, кроме самоучек кочевали из селения в селение и художники-профессионалы. Работа таких мастеров оценивалась довольно дорого, позволить себе пригласить расписывать внутреннее убранство избы мог далеко не каждый.
Техника Урало-сибирской росписи простая. Разметка композиции производилась без предварительного рисунка. Вначале делали подмалёвок, намечая пятнами основных цветов рисунка местоположение будущих бутонов. Затем, обмакнув один конец плоской кисти в краску белого цвета, вращали её вокруг оси на цветном пятне, за одно движение превращая подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму создавались мягкие переходы от цвета к цвету. Роспись в домах создавала уют и тёплый настрой.
Считается, что Урало-сибирская роспись имеет ещё и обережное значение. Поскольку в голбце располагался ещё и спуск в подполье, то есть под землю, он олицетворял связь между жилым, домашним пространством и нежилым — опасным и неизвестным. Голбец мог быть местом обитания домового или иных духов, которые не всегда благожелательно могли относиться к человеку, поэтому как обережная вышивка хранила человека от всего плохого, так и домовая роспись хранила от неизведанного всех домочадцев.