Этот женский праздничный костюм носили в северных губерниях Российской империи в XIX веке. Он состоит из батистовой домотканой рубахи, косоклинного сарафана, шерстяного пояса и душегреи — епанечки. Дополнял наряд головной убор из шелкового платка и бархатного кокошника. Кокошник полностью закрывал волосы, которые заплетали в две косы и укладывали на голове пучком или венком.
1 / 2
#4
Русский женский праздничный костюм
#5
#6
Сарафан
#3
Сарафан состоял из боковых косых клиньев, двух передних полотнищ и одного заднего. Спереди у него проходила застёжка или шов. Такой косоклинный сарафан шили из шерстяной, шёлковой или холщовой ткани красного или синего цвета и украшали золотистой или серебристой тесьмой и вышивкой. Он был традиционной одеждой русских женщин, которые жили в Архангельской, Новгородской, Псковской и Смоленской губерниях. В конце XIX — начале XX века крестьянки и городские жительницы надевали косоклинные сарафаны по праздникам и на церковные службы.
#7
Рубаха
#8
Чаще всего под сарафан надевали белую поликовую рубаху туникообразного кроя. Переднюю часть и спинку такой рубахи соединяли в области плеча при помощи вставок — поликов, отчего она и получила своё название. Рубаха состояла из двух частей: верхней — приставки и нижней. Рукава и приставку шили из батиста и украшали вышивкой и кружевом, а для нижней части брали более грубый материал. Широкий рукав был заужен книзу. Ворот рубахи плотно прилегал к горлу.
#9
Пояс
#10
Сарафаны подпоясывали красным пояском с набивным рисунком с двух сторон. Праздничные пояса делали из гаруса — тонкой покупной шерсти высокого качества. Они был плотными и прочными, шириной более четырёх сантиметров. По расцветке и содержанию орнамент мог быть любым: цветочным, растительным, геометрическим.
#11
Душегрея
#12
На сарафан надета душегрея, или епанечка — короткая распашная жилетка. Она сделана из бархатной ткани красного цвета. Епанечка вышита вручную золотой нитью, канителью. Это тонкая золотая проволока, туго свитая в спираль. Такое шитье выполнялось долго и иногда занимало не один год. Отсюда пошло выражение «канителиться», то есть делать что-то очень медленно. Душегрею носили городские жительницы, среди крестьянок она встречалась редко.
#13
Головной убор
#14
На голову женщины надевали платок и кокошник, украшенный золотым шитьём, позументом, фольгой и стеклянными бусинами. Название «кокошник» происходит от старославянского слова «кокош» — петух. Конструкция этого головного убора напоминала петушиный гребень. В первой половине XIX века его носили по торжественным случаям купчихи, крестьянки и городские жительницы. Платок, который надевали вместе с кокошником, прикрывал плечи и спину. В начале XX века кокошник вышел из повседневного употребления и сохранился в качестве свадебного головного убора.
#15
Обувь
#16
Последним элементом праздничного костюма были яркие кожаные сапожки.
#17
Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е.Клера
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Русский женский праздничный костюм
Время создания
Конец XIX века
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться