Михаил
Булгаков очень ценил хорошие канцелярские принадлежности. Он тщательно выбирал
перья, чернила и бумагу. О том, какие сильные эмоции могли вызывать у писателя
эти предметы, можно судить по фрагменту из письма к другу Павлу Попову
26 октября 1931 года:
Ручка М.А. Булгакова
…второе: убили Вы меня бумагой, на которой пишете! Ай, хороша бумага! И вот, изволите ли видеть, на какой Вам приходится отвечать! Да еще карандашом. Чернила у меня совершенно несносные. И я бы на месте Михаила Васильевича в том же письме к генералу-поручику И.И. Шувалову воспел вместе со стеклом за компанию и письменные принадлежности. «Не меньше пользы в них, не меньше в них красы!» А мне, ох, как нужны они.
Михаил Булгаков для работы над своими текстами пользовался пером и чернилами, писать черновики любил в тетрадях, делая в них пометки красным и синим карандашами. На пишущей машинке он сам не печатал, для перепечатки произведений пользовался услугами машинисток. В период жизни на Большой Пироговской, с 1927 по 1934 год, Михаил Афанасьевич много писал. Здесь он начал работу над романом о дьяволе в советской Москве и здесь же сжег первую редакцию романа в печи. В своем кабинете Булгаков работал над жизнеописанием французского драматурга Мольера, написал и уничтожил черновик романа о театре, работал над пьесами «Бег», «Кабала святош», «Адам и Ева», «Блаженство» и написал повесть «Тайному другу».
Я приготовил
Вам подарок, достойный Вас…
Когда я вернулась в Москву,
он протянул мне эту тетрадку…
Из повести «Тайному другу» в 1930-е годы вырос «Театральный роман» («Записки покойника»), а из пьесы «Блаженство», над которой Булгаков работал на Большой Пироговской, впоследствии получилась пьеса «Иван Васильевич». Уже после смерти Булгакова, в 1973 году, по ее мотивам снял фильм Леонид Гайдай.