Икона «Рождество Христово» посвящена одному из важнейших праздников христианского календаря. Иконография праздника, основанная на канонических Евангелиях и апокрифах, сложилась к VII веку. Согласно этим текстам рождение Спасителя произошло в Вифлееме. Мария, спеленав младенца, положила его в ясли. Поклониться младенцу пришли волхвы и пастухи, которые узнали о рождении Спасителя от ангелов. Среди даров, принесенных волхвами, были золото, ладан и смирна — смола, которая в еврейской традиции использовалась для помазания умерших. Символически золото означало дар Царю, ладан — Первосвященнику и Богу, смирна — смертному Человеку. Рождество ознаменовало Боговоплощение, открывшее человеку возможность спасения. С Рождеством Христовым началась новая эра в истории человечества.
Существует два основных варианта иконографических изображений — изводов: краткий и развернутый. В иконе из музейного собрания представлен развернутый извод. Он включает в себя не только центральную сцену с возлежащей на красном ложе Марией и Младенцем в яслях, но и другие сюжеты, связанные с рождественской историей: Шествие и Поклонение Волхвов, Купание младенца, Сомнение Иосифа, Бегство в Египет, Избиение младенцев, Плач Рахили.
Икона «Рождество Христово» представляет художественные традиции Костромы. Удивительно гармоничная и целостная, она отличается тонким чувством цвета и композиции. Красный цвет — связующий элемент изображения — распределен по всей иконной доске и задает определенный ритм.
Существует два основных варианта иконографических изображений — изводов: краткий и развернутый. В иконе из музейного собрания представлен развернутый извод. Он включает в себя не только центральную сцену с возлежащей на красном ложе Марией и Младенцем в яслях, но и другие сюжеты, связанные с рождественской историей: Шествие и Поклонение Волхвов, Купание младенца, Сомнение Иосифа, Бегство в Египет, Избиение младенцев, Плач Рахили.
Икона «Рождество Христово» представляет художественные традиции Костромы. Удивительно гармоничная и целостная, она отличается тонким чувством цвета и композиции. Красный цвет — связующий элемент изображения — распределен по всей иконной доске и задает определенный ритм.
Очертания горок — иконописного пейзажа — отделяют соседние сцены друг от друга и превращают их в своеобразные клейма. Клеймами называют размещенные по периметру небольшие сюжеты, которые поясняют центральную композицию иконописного образа. Горки, поросшие изящными травами и деревцами, вызывают ассоциации с поэтическими образами молитвенных песнопений — стихир: «Веселитеся, праведнии небеса, радуйтеся, взыграйте, горы, Христу Рождшуся».
В музей икона попала из собрания московского коллекционера Валериана Величко.
В музей икона попала из собрания московского коллекционера Валериана Величко.