Первые предметы поступили в воткинский музей в сентябре 1939 года из Государственного дома-музея Петра Чайковского в Клину. Среди них был и рояль немецкой фирмы «Вирт» (Wirth), представленный в экспозиции.
Деревянный корпус инструмента фанерован шпоном благородного коричневого оттенка. Струны натянуты на чугунную раму, укрепленную внутри корпуса с помощью деревянных штифтов. Внутренняя сторона крышки инкрустирована цветочным орнаментом, в центре которого сохранилась надпись Wirth — название фабрики. Боковые детали корпуса, обрамляющие клавиатуру, с обеих сторон украшены резьбой. Корпус установлен на трех точеных ножках с металлическими колесиками. Этот рояль по длине корпуса и качеству звучания относится к салонным инструментам, обладает большим диапазоном тембра, длительности и выразительности звучания.
На внутренней стенке рояля находится надпись на французском языке: «Чайковский, ноябрь 1852 года». Именно тогда, после переезда семьи Чайковских из Алапаевска в Петербург, для музыкальных занятий Петра приобрели этот инструмент. Рояль долгое время стоял в петербургской квартире Чайковского. После смерти композитора его брат Модест начал собирать предметы и документы, связанные с жизнью и творчеством Петра. В начале XX века, в эпоху революционных волнений, Модест увез самые дорогие вещи Чайковского в Москву, в несгораемое помещение издателя Петра Юргенсона. В 1915 году он прислал рояль брата в столичную консерваторию.
Вскоре рояль перевезли из Москвы в Клин, а в 1939 году, в канун 100-летия со дня рождения композитора, инструмент переехал в музей на родину Чайковского — в город Воткинск. В 2006 году в ходе реставрации рояля были обнаружены еще три надписи, о которых не было известно ранее. Две из них были связаны с его покупкой и ремонтом. А третью, скорее всего, сделал кто-то из младших братьев Чайковского: на оборотной стороне деки грифелем детской рукой выведено: «Петръ дурачина».
В наши дни на рояле Чайковского могут играть только известные исполнители, лауреаты конкурса имени Чайковского и участники музыкального фестиваля «На родине Чайковского».
Деревянный корпус инструмента фанерован шпоном благородного коричневого оттенка. Струны натянуты на чугунную раму, укрепленную внутри корпуса с помощью деревянных штифтов. Внутренняя сторона крышки инкрустирована цветочным орнаментом, в центре которого сохранилась надпись Wirth — название фабрики. Боковые детали корпуса, обрамляющие клавиатуру, с обеих сторон украшены резьбой. Корпус установлен на трех точеных ножках с металлическими колесиками. Этот рояль по длине корпуса и качеству звучания относится к салонным инструментам, обладает большим диапазоном тембра, длительности и выразительности звучания.
На внутренней стенке рояля находится надпись на французском языке: «Чайковский, ноябрь 1852 года». Именно тогда, после переезда семьи Чайковских из Алапаевска в Петербург, для музыкальных занятий Петра приобрели этот инструмент. Рояль долгое время стоял в петербургской квартире Чайковского. После смерти композитора его брат Модест начал собирать предметы и документы, связанные с жизнью и творчеством Петра. В начале XX века, в эпоху революционных волнений, Модест увез самые дорогие вещи Чайковского в Москву, в несгораемое помещение издателя Петра Юргенсона. В 1915 году он прислал рояль брата в столичную консерваторию.
Вскоре рояль перевезли из Москвы в Клин, а в 1939 году, в канун 100-летия со дня рождения композитора, инструмент переехал в музей на родину Чайковского — в город Воткинск. В 2006 году в ходе реставрации рояля были обнаружены еще три надписи, о которых не было известно ранее. Две из них были связаны с его покупкой и ремонтом. А третью, скорее всего, сделал кто-то из младших братьев Чайковского: на оборотной стороне деки грифелем детской рукой выведено: «Петръ дурачина».
В наши дни на рояле Чайковского могут играть только известные исполнители, лауреаты конкурса имени Чайковского и участники музыкального фестиваля «На родине Чайковского».