1 / 6
#1
Соня Делоне
Ритмы и цвета
#2
#3
Соня Делоне родилась в Одессе. Первые пять лет провела в городке Градижск Полтавской губернии, где ее отец Эля Штерн работал управляющим на гвоздильном заводе. Рано потеряла родителей и в пятилетнем возрасте была удочерена дядей по матери, петербургским адвокатом Генрихом Терком. Начальное образование получила в Петербурге; в восемнадцать лет поступила в Академию изящных искусств Карлсруэ, а затем, переехав в Париж, продолжила художественное образование в академии «Ла Палетт».
В 1909 году она вышла замуж за немецкого искусствоведа и коллекционера Вильгельма Уде. Но уже через год они расстаются, и Соня становится супругой молодого абстракциониста Робера Делоне; через год у четы родился сын Шарль.
В Париже Соня Делоне посещает салон Елены Эттинген, где знакомится с Блезом Сандраром, Гийомом Аполлинером, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и другими поэтами и художниками. В 1912–1913 годах Соня и Робер Делоне разработали новый стиль в изобразительном искусстве — симультанизм (или орфизм, как назвал его Аполлинер): посредством живописного языка концентрических «солнечных кругов» выражались динамика движения, тонкости цветовых созвучий. В это же время Соня Делоне увлеклась созданием рисунков на ткани, вышивкой и оформлением интерьеров. В 1913 году выходит издание поэмы Блеза Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской», оформленное Делоне в виде двухметровой складной полосы.
С началом Первой мировой войны супруги Делоне выехали в Мадрид; в Испании и Португалии они пробыли до 1920 года. Там Соня Делоне познакомилась с Сергеем Дягилевым, создала костюмы к балету «Клеопатра». Вернувшись в Париж, Соня создает костюмы для пьесы Тристана Тцара «Газовое сердце». Вместе с Робером Делоне в 1937 году для французского павильона Парижской всемирной выставки исполнила монументальную роспись, которая была отмечена золотой медалью.
В 1941 году скончался Робер Делоне; после смерти мужа Соня перебралась в Грасс и вернулась в Париж в 1949 году. Она создавала абстрактные картины, разрабатывала эскизы тканей, витражей и мозаик, занималась керамикой.
В 1909 году она вышла замуж за немецкого искусствоведа и коллекционера Вильгельма Уде. Но уже через год они расстаются, и Соня становится супругой молодого абстракциониста Робера Делоне; через год у четы родился сын Шарль.
В Париже Соня Делоне посещает салон Елены Эттинген, где знакомится с Блезом Сандраром, Гийомом Аполлинером, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и другими поэтами и художниками. В 1912–1913 годах Соня и Робер Делоне разработали новый стиль в изобразительном искусстве — симультанизм (или орфизм, как назвал его Аполлинер): посредством живописного языка концентрических «солнечных кругов» выражались динамика движения, тонкости цветовых созвучий. В это же время Соня Делоне увлеклась созданием рисунков на ткани, вышивкой и оформлением интерьеров. В 1913 году выходит издание поэмы Блеза Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской», оформленное Делоне в виде двухметровой складной полосы.
С началом Первой мировой войны супруги Делоне выехали в Мадрид; в Испании и Португалии они пробыли до 1920 года. Там Соня Делоне познакомилась с Сергеем Дягилевым, создала костюмы к балету «Клеопатра». Вернувшись в Париж, Соня создает костюмы для пьесы Тристана Тцара «Газовое сердце». Вместе с Робером Делоне в 1937 году для французского павильона Парижской всемирной выставки исполнила монументальную роспись, которая была отмечена золотой медалью.
В 1941 году скончался Робер Делоне; после смерти мужа Соня перебралась в Грасс и вернулась в Париж в 1949 году. Она создавала абстрактные картины, разрабатывала эскизы тканей, витражей и мозаик, занималась керамикой.
#7
Работы Сони Делоне
#8
В 1964 году состоялась персональная выставка Сони Делоне в Лувре — первая прижизненная экспозиция среди женщин-художниц. В 1969 году художница получила Гран-при Международного салона в Каннах, в 1973-м — золотую медаль города Парижа. В 1975 году она была удостоена высшей награды Франции — ордена Почетного легиона.
Соня Делоне скончалась 5 декабря 1979 года в Париже, похоронена в Камбэ рядом с мужем.
Соня Делоне скончалась 5 декабря 1979 года в Париже, похоронена в Камбэ рядом с мужем.
#6
Соня Делоне. «Ритмы и цвета»
#4
Об издании
#5
Поэт и издатель Жак Дамас на протяжении последних пятнадцати лет жизни Сони Делоне занимал очень важное место в ее творчестве. Ко времени их знакомства в 1964 году Дамас уже был известным издателем. Свой первый издательский дом он создал, когда ему не было и восемнадцати лет. По своим творческим взглядам Делоне и Дамас были очень близки. Именно Дамас определил творчество Делоне одной емкой фразой: «Ритмы и цвета». Под таким названием вышла в 1971 году объемная монография о Делоне, подготовленная Дамасом.
Настоящее одноименное издание livre d’artiste является результатом совместной работы поэта-издателя и художника. Шрифтовые решения, предложенные для издания Дамасом, находятся в абсолютной гармонии с абстрактными изображениями Делоне. Это проявляется с очевидностью на разворотах издания. Являясь самостоятельными произведениями, текст Дамаса и цветные абстракции Делоне по ритму очень близки друг другу. Работы Делоне выполнены в технике пошуара — раскраска гуашью по трафарету, которая была осуществлена мастером Этолли Фалчи. Яркие геометрические работы Делоне размещены на правой стороне каждого из разворотов издания, а на левой стороне — необычно выстроенный текст Дамаса, типографически искусно выполненный Эрве Гисселем. Издание отпечатано на специально изготовленной бумаге с объемной фактурой и размещается в коробке с синим тканевым покрытием.
Издание «Ритмы и цвета» — одно из лучших изданий livre d’artiste Сони Делоне.
Настоящее одноименное издание livre d’artiste является результатом совместной работы поэта-издателя и художника. Шрифтовые решения, предложенные для издания Дамасом, находятся в абсолютной гармонии с абстрактными изображениями Делоне. Это проявляется с очевидностью на разворотах издания. Являясь самостоятельными произведениями, текст Дамаса и цветные абстракции Делоне по ритму очень близки друг другу. Работы Делоне выполнены в технике пошуара — раскраска гуашью по трафарету, которая была осуществлена мастером Этолли Фалчи. Яркие геометрические работы Делоне размещены на правой стороне каждого из разворотов издания, а на левой стороне — необычно выстроенный текст Дамаса, типографически искусно выполненный Эрве Гисселем. Издание отпечатано на специально изготовленной бумаге с объемной фактурой и размещается в коробке с синим тканевым покрытием.
Издание «Ритмы и цвета» — одно из лучших изданий livre d’artiste Сони Делоне.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Ритмы и цвета
Время создания
1966
Размер
55x42 см
Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться