Калужская перевить — тип цветной вышивки — один из видов народного промысла, центром которого издавна является Таруса. Эта вышивка служила украшением обрядовых полотенец и женского праздничного костюма. Характер декора определялся предназначением полотенца, наиболее узорчатые создавались для свадеб. Принцип работы заключался в сквозной сетчатой вышивке по ткани, местное название которой — «вырезы». Они выполнялись белыми узорами на красном сквозном фоне, часто с вкраплениями в вышивку цветных нитей — желтой, синей и зеленой.
В 1923 году с целью создания артели вышивальщиц и восстановления уникального художественного ремесла в город приехали две художницы — Мария Федоровна Якунчикова (1863–1952) и Наталья Яковлевна Давыдова (1873–1926), чьей сферой интересов и деятельности были кустарно-народные промыслы. Жившая в Тарусе художница Маргарита Николаевна Гумилевская (1895–1985) стала художественным руководителем артели, и впоследствии ее трудами был воссоздан изобразительный материал фонда, утраченный во время Великой Отечественной войны. Образцы калужской перевити поставлялись за рубеж, получали медали на международных и всемирных выставках в Париже и Брюсселе.
Для изучения калужского стиля мастерицы и художницы собирали по деревням разнообразные предметы домашнего обихода: обрядные полотенца, передники, скатерти, элементы одежды, — которые впоследствии составили фонд образцов народных орнаментов. В некоторых из них распознаются символы древнеславянской мифологии — Древа жизни, птицы-павы, богини плодородия, медведей, солярных знаков. Также разрабатывались новые орнаменты, в основе которых лежали традиционные узоры.
«Настенный коврик», выполненный Гумилевской, представляет собой образец традиционной цветной калужской перевити. Использован орнамент природного характера: петухи с пышными хвостами и цветы. Белые узоры на красном сквозном фоне расцвечены многочисленными вкраплениями в вышивку цветных нитей.
Артель «Тарусская вышивка» до сих пор создает предметы обихода, в которых сочетаются традиции прошлого и дань новому времени. Характерные мотивы иногда разбавляются вышивальщицами современной тематикой — например, космосом и автомобилями.
В 1923 году с целью создания артели вышивальщиц и восстановления уникального художественного ремесла в город приехали две художницы — Мария Федоровна Якунчикова (1863–1952) и Наталья Яковлевна Давыдова (1873–1926), чьей сферой интересов и деятельности были кустарно-народные промыслы. Жившая в Тарусе художница Маргарита Николаевна Гумилевская (1895–1985) стала художественным руководителем артели, и впоследствии ее трудами был воссоздан изобразительный материал фонда, утраченный во время Великой Отечественной войны. Образцы калужской перевити поставлялись за рубеж, получали медали на международных и всемирных выставках в Париже и Брюсселе.
Для изучения калужского стиля мастерицы и художницы собирали по деревням разнообразные предметы домашнего обихода: обрядные полотенца, передники, скатерти, элементы одежды, — которые впоследствии составили фонд образцов народных орнаментов. В некоторых из них распознаются символы древнеславянской мифологии — Древа жизни, птицы-павы, богини плодородия, медведей, солярных знаков. Также разрабатывались новые орнаменты, в основе которых лежали традиционные узоры.
«Настенный коврик», выполненный Гумилевской, представляет собой образец традиционной цветной калужской перевити. Использован орнамент природного характера: петухи с пышными хвостами и цветы. Белые узоры на красном сквозном фоне расцвечены многочисленными вкраплениями в вышивку цветных нитей.
Артель «Тарусская вышивка» до сих пор создает предметы обихода, в которых сочетаются традиции прошлого и дань новому времени. Характерные мотивы иногда разбавляются вышивальщицами современной тематикой — например, космосом и автомобилями.