Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «НЭП: хлеба и зрелищ!»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Эскиз костюма Канцлера для оперы «Колумб»

Время создания
1928-1929
Место создания
СССР
Размер
27x18 см
Техника
бумага, тушь пером
11
Открыть в приложении
#3
Соколов П.И.
Эскиз костюма Канцлера для оперы «Колумб» Э. Дресселя
#2
Опера «Колумб» Э. Дресселя, увертюра и финал Д.Д. Шостаковича. Постановщик: Н. Смолич. Ленинградский государственный Малый оперный театр. Премьера — март 1929 года.
Немецкий композитор Эрвин Дрессель (1909–1972) рано обратил на себя внимание как театральный композитор; первый большой успех пришёл к нему в 1923 году, когда Городской театр Берлина поставил комедию Шекспира «Много шума из ничего» с его музыкой. Премьера оперы «Бедный Колумб» («Armer Columbus») на либретто Артура Цвайнигера, в сатирическом ключе представляющего открытие Америки, состоялась в 1928 году в Касселе, когда автору исполнилось всего 18 лет.
#9
Соколов П.И. Эскиз костюма Хозяина гостиницы для оперы «Колумб» Э. Дресселя. 1928–1929
Увертюра (Антракт) и Финал к опере Эрвина Дресселя «Бедный Колумб» соч. 23 (первоначально — соч. 19) были сочинены Д.Д. Шостаковичем в начале 1929 года по просьбе музыкального руководителя МАЛЕГОТа Самуила Самосуда для постановки этого сочинения. К постановке в Ленинграде «Бедного Колумба» рекомендовал Борис Асафьев, в то время консультант ленинградских академических оперных театров по современному репертуару. Следуя политической конъюнктуре, руководство МАЛЕГОТа решило «осовременить» содержание «Колумба» путём добавления эпилога «Что представляет собой современная Америка».
#4
 С этой целью Шостаковичу заказали два оркестровых фрагмента — увертюру и финал, исполнение которых должно было сочетаться с показом пропагандистского мультипликационного фильма.
В окончательной редакции спектакль открывался увертюрой к «Свадьбе Фигаро» Моцарта, а написанная Шостаковичем Увертюра исполнялась в качестве антракта перед шестой картиной (поэтому в литературе эта пьеса иногда упоминается как «Антракт»). 
Соколов П.И. Эскиз костюма Министра внутренних дел для оперы «Колумб» Э. Дресселя. 1928–1929
#5
Соколов П.И. Эскиз костюма Сантангеля для оперы «Колумб» Э. Дресселя. 1928–1929
Финал, предназначенный для сопровождения антиамериканского сатирического мультипликационного фильма («мультипликата» по терминологии того времени), был представлен Шостаковичем только 8 марта 1929 года, то есть накануне премьеры, и так же не устроил театр. Однако «Колумб» шёл именно с этим финалом, а не с оригинальной концовкой Дресселя, которая постановщикам «показалась несколько вялой».
Несмотря на внесённые улучшения и на сильный исполнительский состав, опера выдержала лишь тринадцать представлений.
#8
Короткая молния пролетела над кучей снега
зажгла громовую свечу и разрушила дерево.
Тут же испуганный баран
опустился на колени
Тут же пронеслись дети олени
Тут же открылось окно
и выглянул Хармс
а Николай Макарович и Соколов
прошли разговаривая о волшебных цветах и числах.
Тут же прошел дух бревна Заболоцкий
читая книгу Сковороды
за ним шел позвякивая Скалдин
и мысли его бороды
звенели. Звенела хребта кружка
Хармс из окна кричал один
где ты моя подружка
птица Эстер улетевшая в окно
а Соколов молчал давно
уйдя вперед фигурой.
а Николай Макарыч хмурый
писал вопросы на бумаге
а Заболоцкий ехал в колымаге
на брюхе лежа
а над медведем Скалдиным
летал орел по имяни Сережа.
Д. Хармс. Короткая молния пролетела над кучей снега. Март 1931
#7
Первая любовь. Я училась в Академии художеств у К.С. Петрова-Водкина. В дипломной мастерской работали Чупятов, Бенита Эссен, Лаппо-Данилевский и Пётр Соколов. Про него Водкин раз сказал: «Мне бы одну десятую его таланта — и я был бы спокоен, что что-то могу сделать». Я недоверчиво на него посмотрела и улыбнулась. «Вы мне не верите — пойдемте, я Вас сведу к нему в мастерскую».

Мы поднялись по чугунной лестнице на верхний этаж. В огромной мастерской, перед большим холстом стоял высокий человек с негритянского типа лицом. П.-В. нас познакомил и велел Соколову приглашать меня, когда будет натура. «Он Вас научит лучше, чем я», — сказал он, уходя.

Мы быстро подружились. Откуда берутся такие девушки, говорил С. Откуда появляются такие таланты, думала я. Для меня началась новая жизнь.

Он написал мой портрет и дарил мне лучшие свои рисунки. Постепенно на них стали появляться надписи — «Ледяной Деве», «Святая Алиса», «Ленинградская Сольвейг» и в этом роде. Я делала вид, что не умею читать. Потом он сделал очень красивую акварель с льдинами и весенними красными стволами и написал на обороте своим мелким, бисерным почерком: «Когда тронется лед?». Я как-то показала акварель Водкину. Он сказал: «Вот видите, какой молодец — я Вам говорил, что он лучше всех». Повернув бумагу, он прочел надпись. «Дайте мне резинку», — строго прибавил он и тщательно стер карандаш. «Больше я Вам ничего не скажу», — и вышел, не простившись. А мне и не нужно было ничего говорить. Я знала, что у него в Англии жена (дочь Бенуа) и двое детей, и настоящий взрослый роман с Лизой Р. «Это моя Земная Любовь, а вы Небесная», — говорил он мне со вздохом. Я отмалчивалась. Он всегда провожал меня домой, нес мой этюдник, и мы подолгу, не входя в подъезд, стояли под воротами. Я боялась, чтобы нас не увидел отец. Дома у нас были строгости неописуемые. Именно потому, что Лиза его ждала, а я не пускала даже в подъезд, Соколов считал, что ему больше всего на свете хочется посмотреть мой дом, и как я живу, и мою комнату.

Однажды, очень рано, — звонок. Я открываю дверь и вижу закутанного шарфом, в снегу, молочника, с бидоном и кружкой в руке. «Кто это?», спросила мама за моей спиной. «Молоко», прохрипел молочник голосом Петра Соколова. Я бросилась бегом к себе и, дрожа от страха и гнева, ждала катастрофы. Потом вошла мама и сказала: «Хорошо, что принесли молоко, а то надо было бы идти в такую метель. Знаешь, какой-то странный молочник, смотрел всё по сторонам, молоко пролил, сдачу никак не мог сосчитать — говорит, будет ходить». Так продолжалось около 2-х недель.

Мне было стыдно, и за него, и за себя. И я попросила маму ему отказать. Мне было ясно, что если я уступлю ему даже в пустяке, меня постигнет участь бедной Лизы. Обиделся он смертельно. Я не ходила к нему рисовать, он не мог без меня работать, и мы, наконец, помирились.

И все-таки он сделал еще одну попытку прорваться в наш дом. Я как-то сказала ему днем, что спешу домой, т. к. наши идут в театр. Только что они ушли — звонок. Считая, что они что-то забыли, я доверчиво открыла дверь. На пороге — Соколов. Он быстро прошел мимо меня и, не снимая пальто, прямо в комнаты. Я прыгнула на стул и выключила рубильник — во всей квартире наступила кромешная темнота. Через дверь я увидела, что он зажег спичку, и его освещенное лицо с интересом разглядывало картину на стене. Не помню, что я ему сказала, но через секунду он был на лестнице. На этот раз ссора была длительная.

Нрав у него был крутой, переменчивый. Он увлекался то одним, то другим, и пугал меня каким-то буйным непостоянством и приступами отчаянного неверия в себя. «Вы выжали из меня все лучшее, что у меня было, — говорил он мне с горечью, — а мне ничего не дали взамен». «У нас в стране обучение бесплатное», — отвечала я, чтобы что-то сказать.

Все, что он мне дарил, прекрасные его письма, рисунки, все погибло в Ленинграде, во время блокады. Никто не знает, кроме меня, какой он был замечательный художник.
Из воспоминаний А.И. Порет
#10
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Эскиз костюма Канцлера для оперы «Колумб»

Время создания
1928-1929
Место создания
СССР
Размер
27x18 см
Техника
бумага, тушь пером
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%