Исследуя историю формирования собственного васнецовского стиля, хочется отдать должное каждому из художников, на которых он обращал внимание, у кого учился, кто так или иначе повлиял на его восприятие и выражение цвета, композиции, сюжета.
РЕ. Ретроспектива
Один из первых учителей Васнецова периода вятской юности, некий Сергей Михайлович, говорил:
Не изображайте, пожалуйста, природу этими серыми тенями. Давайте цвет! Давайте буйнее цвет! Не бойтесь.
И Васнецов учился не бояться цвета.
В Петрограде Васнецов знакомится с новыми живописными течениями. Одно из них основывалось на закономерностях изменяемости цвета и формы, изложенных художником и музыкантом Михаилом Матюшиным. Передавая свой опыт ученикам, Матюшин говорил в отношении пейзажа:
Не этот ли принцип «одного над другим» довольно часто Васнецов использует затем в своих книжных иллюстрациях? Сущностью цветовой дисциплины Матюшина была задача «дополнительных цветов». Коротко схему работы с цветом по Матюшину можно описать так:
- Два не активно выраженных дополнительных цвета соседствуют на плоскости
- Одну цветовую плоскость ограничивают резким, ясным ободком третьего цвета (сцепления)
- Основной цвет под влиянием наложенного на него дополнительного цветового рефлекса теряет свою интенсивность
- В среде происходят новые изменения
- При изменении хотя бы одного компонента нарушается весь красочный образ
В детскую книгу, сделавшую Васнецова всемирно известным, он пришел благодаря знакомству с художником Владимиром Лебедевым. Возглавлявший вместе с писателем Самуилом Маршаком детский отдел Госиздата в Ленинграде, Лебедев отбирал художников, которые вместе с ним способны были выполнить трудную государственную задачу: «ПОДНЯТЬ ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ДО УРОВНЯ БОЛЬШОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ЧИТАТЕЛЕЙ».
Особым даром Лебедева было умение распознавать талант и бережно воспитывать в художнике его индивидуальность.
РЕ. Ретроспектива
