«Распятие с предстоящими и святым Франциском Ассизским» — одна из жемчужин коллекции Николая Ракицкого, заложившей основу собрания Тарусской картинной галереи. Оно было приобретено Ракицким в 1920-е годы по рекомендации реставратора Государственного Эрмитажа и Русского музея Дмитрия Богословского. Образ относится к концу эпохи Раннего Возрождения — XV веку, исполнен яичной темперой на дереве — тополе. Точное авторство художника не определено, но он принадлежал к кругу Никколо Алунно (около 1430–1502 годов) и относился к умбрийской школе.
Большую роль в ее формировании сыграли тосканские художники — у них мастера из Умбрии обучались во Флоренции, а некоторые приезжали сами выполнять заказы на росписи церквей. Центром умбрийской школы живописи был город Перуджа. К этой школе принадлежал Пьеро делла Франческа, позднее ее выходцем стал Рафаэль Санти, оказавший влияние на развитие римской школы.
Распятие было частью алтарной пределлы — подножия алтарного образа. Он имел форму длинной узкой доски, на которой воспроизводились житийные сцены. Этим объясняется небольшой размер «Распятия». В центре изображения — распятый Христос с терновым венком на голове. Его тело тщательно и реалистично прописано. У подножия креста изображена распластанная фигура Марии Магдалины, целующей ноги Спасителя. За ней, чуть поодаль, стоит молящаяся Богоматерь. По другую сторону от Христа изображен юный Иоанн Богослов, а рядом с ним — святой Франциск Ассизский. Его включение в композицию неслучайно: Ассизи — город в Умбрии, родом из которого происходил святой и где он основал свой первый монастырь ордена францисканцев.
Художник использовал бледные оттенки голубого и зеленого для написания пейзажа, багровый и синий для написания одежд. Нимбы святых покрыты золотом. Плавные линии, отражение поэтической гармонии человека и природы, нежный пейзаж, полный воздуха, пастельные краски — черты, характерные для умбрийской школы. Художественный язык рисунка и воспроизведения образов — придание им реалистичности, особенности ликов вызывают ассоциации с работами мастера этого же периода Никколо Алунно.
Колорит произведения практически монохромен, но множество оттенков создают цветовое богатство. В основном художник использовал голубоватые и зеленоватые тона для написания пейзажа, белые, коричневые, синие и красноватые — для написания одеяний. Пейзаж с бледно-голубым небом и нежной свежей зеленью выдает результаты настойчивых художественных поисков, отличающих итальянскую живопись конца XV века. Художественный строй работы определенно сближает ее с произведениями, выполненными в Умбрии в течение последних десятилетий XV века, а стилистические особенности напоминают работы мастера этого же периода Никколо Алунно.
Большую роль в ее формировании сыграли тосканские художники — у них мастера из Умбрии обучались во Флоренции, а некоторые приезжали сами выполнять заказы на росписи церквей. Центром умбрийской школы живописи был город Перуджа. К этой школе принадлежал Пьеро делла Франческа, позднее ее выходцем стал Рафаэль Санти, оказавший влияние на развитие римской школы.
Распятие было частью алтарной пределлы — подножия алтарного образа. Он имел форму длинной узкой доски, на которой воспроизводились житийные сцены. Этим объясняется небольшой размер «Распятия». В центре изображения — распятый Христос с терновым венком на голове. Его тело тщательно и реалистично прописано. У подножия креста изображена распластанная фигура Марии Магдалины, целующей ноги Спасителя. За ней, чуть поодаль, стоит молящаяся Богоматерь. По другую сторону от Христа изображен юный Иоанн Богослов, а рядом с ним — святой Франциск Ассизский. Его включение в композицию неслучайно: Ассизи — город в Умбрии, родом из которого происходил святой и где он основал свой первый монастырь ордена францисканцев.
Художник использовал бледные оттенки голубого и зеленого для написания пейзажа, багровый и синий для написания одежд. Нимбы святых покрыты золотом. Плавные линии, отражение поэтической гармонии человека и природы, нежный пейзаж, полный воздуха, пастельные краски — черты, характерные для умбрийской школы. Художественный язык рисунка и воспроизведения образов — придание им реалистичности, особенности ликов вызывают ассоциации с работами мастера этого же периода Никколо Алунно.
Колорит произведения практически монохромен, но множество оттенков создают цветовое богатство. В основном художник использовал голубоватые и зеленоватые тона для написания пейзажа, белые, коричневые, синие и красноватые — для написания одеяний. Пейзаж с бледно-голубым небом и нежной свежей зеленью выдает результаты настойчивых художественных поисков, отличающих итальянскую живопись конца XV века. Художественный строй работы определенно сближает ее с произведениями, выполненными в Умбрии в течение последних десятилетий XV века, а стилистические особенности напоминают работы мастера этого же периода Никколо Алунно.