Документ, представленный в музее, — расписка Петра Ильича Чайковского о передаче навсегда исключительного права на издание опер «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Орлеанская дева» Петру Ивановичу Юргенсону, музыкальному издателю и другу композитора. Юргенсон был основным издателем Чайковского, и именно его фирмой было впервые выпущено в свет большинство произведений Петра Ильича.
Выходец из небогатой эстонско-датской семьи, после смерти отца в возрасте 14 лет он переехал в Петербург, где работал нотным гравером и служил продавцом в музыкальных магазинах.
С 1859 года жил в Москве, заведовал нотным отделом фирмы Шильдбаха. Затем по совету Николая Рубинштейна открыл собственное дело. С 1861 года он издавал ноты, с 1866-го — книги по музыке, в 1867-м основал нотопечатню. Расширяя производственную базу, Юргенсон стал выпускать ноты массовыми тиражами. За 1870–1903 годы приобрел 17 музыкальных фирм Москвы, Петербурга, Риги и Одессы. Благодаря энергии и организаторским способностям Юргенсона его предприятие стало крупнейшим в России и приобрело мировой авторитет.
В переписке композитора и его издателя можно проследить развитие отношений — от чисто деловых к дружеским. В письме 1868 года читаем:
Выходец из небогатой эстонско-датской семьи, после смерти отца в возрасте 14 лет он переехал в Петербург, где работал нотным гравером и служил продавцом в музыкальных магазинах.
С 1859 года жил в Москве, заведовал нотным отделом фирмы Шильдбаха. Затем по совету Николая Рубинштейна открыл собственное дело. С 1861 года он издавал ноты, с 1866-го — книги по музыке, в 1867-м основал нотопечатню. Расширяя производственную базу, Юргенсон стал выпускать ноты массовыми тиражами. За 1870–1903 годы приобрел 17 музыкальных фирм Москвы, Петербурга, Риги и Одессы. Благодаря энергии и организаторским способностям Юргенсона его предприятие стало крупнейшим в России и приобрело мировой авторитет.
В переписке композитора и его издателя можно проследить развитие отношений — от чисто деловых к дружеским. В письме 1868 года читаем: