Искусство резьбы по кости известно в северных регионах: Якутии, Чукотке — с древнейших времен. Археологи считают, что самые ранние найденные работы были созданы более чем две тысячи лет назад. Расцвет этого мастерства в Республике произошел в XIX веке.
Чаще всего авторы изготавливали предметы быта: резные шкатулки, туалетные коробочки, гребни. Но также спросом пользовались шахматы из кости мамонта, пороховницы и фигурки животных. Такие изделия стоили дорого и считались атрибутом роскошной жизни.
В XXI веке в Якутии работают несколько мастеров, которые продолжают традиции национального декоративно-прикладного искусства. Один из самых известных современных косторезов — Михаил Слепцов. Основная тема его произведений — природа и люди тундры.
В XXI веке в Якутии работают несколько мастеров, которые продолжают традиции национального декоративно-прикладного искусства. Один из самых известных современных косторезов — Михаил Слепцов. Основная тема его произведений — природа и люди тундры.
Он работает в жанре малых форм и вырезает миниатюрные скульптуры из мамонтовой кости, рога оленя. В 2016 году Слепцов получил главный приз на всероссийском фестивале «Косторезное искусство народов России».
В каждую скульптурную миниатюру Слепцов вносит свои нюансы. Он стремится достичь остроты и четкости контурных линий и «оживить» статуэтку. Для этого автор часто выбирает наиболее выразительные позы животного, характерную постановку ног, акцентируя переходы от туловища к шее и голове, тонко обыгрывая в резьбе цветовые градации сероватого рога оленя.
Работу «Путник» Слепцов выполнил в 2001 году. Скульптура изображает северного человека, который сидит верхом на олене. В качестве материала автор использовал рог оленя, а с помощью коричневой тонировки он дополнительно прорисовал отдельные элементы изделия, например, одежду путника и обивку седла.
Олень — важное животное для народов Арктики. Коренные жители севера одомашнили его много веков назад, и долгое время он служил главным источником молока, мяса, шерсти, рогов, костей. Также оленей использовали в качестве средства передвижения.
Северянин одет в типичный для сурового климата костюм. На его голове — зимняя шапка «чомпой», которая по форме напоминает круглый чепец. Её шили из летней шкуры оленя или плотного сукна с ватной подбивкой. По бокам головной убор отделывали густым мехом, чтобы уберечь человека от попадания снега.
В своих работах Слепцов обращается к северной тематике, проявляя себя наблюдательным знатоком быта местных людей и мира животных. В плавных очертаниях «Путника», который размеренно шествует по тундре, заметно проявляется плоский силуэт и графичность — черты древней обрядовой скульптуры. Так в произведениях автора современная традиция встречается с принципами национальной культуры. В этом синтезе и рождаются скульптуры Слепцова.