Псалий — элемент древнего уздечного набора, амуниции верхового коня. Такой набор включал в себя удила и пару псалиев, которые соединялись друг с другом определенным образом. Каждый псалий состоял из пары вертикальных стержней. Его прикрепляли перпендикулярно к концу удил и так закрепляли их во рту животного. Когда всадник натягивал повод, удила давили на десны коня: так наездник получал возможность им управлять.
Древний псалий из нашей коллекции выкован из прутка, концы которого расплющены в круглые диски. Посередине псалия приварены две петли — между ними и надевалось внешнее кольцо удил. Диски украшены золотыми фаларами. Так называют бляшки из разных металлов — как правило, золотые, серебряные или бронзовые, — их крестообразные крепления соединяли ремни сбруи. Фалары часто украшали вставками из драгоценных камней, геометрическим или растительным орнаментом, а также зооморфными рисунками — изображениями животных.
Фалары нашего экспоната украшены изображениями свернувшейся пантеры. Бедро, лопатку, уши, глаза и лапы животного древний мастер декорировал вставками из голубого, зеленого и коричневого прозрачного стекла, а также серой стеклянной пастой. Шерсть на гриве и ребра начерчены по металлу, а хвост заканчивается кисточкой в виде «ёлочки».
Сложно сказать, где впервые появились фалары — подобные находки встречались в Древней Греции, Египте, на территории Причерноморья и Скифии. Позднее их вид сильно изменился: археологи полагают, что фаларами украшали и парадное снаряжение хазарских коней.
Псалий из нашей коллекции археологи нашли во время Астраханской экспедиции Ленинградского отделения института материальной культуры Академии наук СССР. Экспедицию возглавлял Валентин Петрович Шилов. Раскопки поводились в 1964 году на кургане у станции Жутово Октябрьского района, Волгоградской области.
В 2005 году псалий экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. А в 2008 году — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее (город Москва).
Древний псалий из нашей коллекции выкован из прутка, концы которого расплющены в круглые диски. Посередине псалия приварены две петли — между ними и надевалось внешнее кольцо удил. Диски украшены золотыми фаларами. Так называют бляшки из разных металлов — как правило, золотые, серебряные или бронзовые, — их крестообразные крепления соединяли ремни сбруи. Фалары часто украшали вставками из драгоценных камней, геометрическим или растительным орнаментом, а также зооморфными рисунками — изображениями животных.
Фалары нашего экспоната украшены изображениями свернувшейся пантеры. Бедро, лопатку, уши, глаза и лапы животного древний мастер декорировал вставками из голубого, зеленого и коричневого прозрачного стекла, а также серой стеклянной пастой. Шерсть на гриве и ребра начерчены по металлу, а хвост заканчивается кисточкой в виде «ёлочки».
Сложно сказать, где впервые появились фалары — подобные находки встречались в Древней Греции, Египте, на территории Причерноморья и Скифии. Позднее их вид сильно изменился: археологи полагают, что фаларами украшали и парадное снаряжение хазарских коней.
Псалий из нашей коллекции археологи нашли во время Астраханской экспедиции Ленинградского отделения института материальной культуры Академии наук СССР. Экспедицию возглавлял Валентин Петрович Шилов. Раскопки поводились в 1964 году на кургане у станции Жутово Октябрьского района, Волгоградской области.
В 2005 году псалий экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. А в 2008 году — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее (город Москва).