Кинжал был найден в ходе археологических исследований на территории села Барановка Черноярского района Астраханской области в 1972 году. Раскопками руководил Герман Федоров-Давыдов — советский историк и археолог, специалист по нумизматике Золотой Орды и средневековой Восточной Европы, руководитель Поволжской археологической экспедиции.
Кинжал изготовлен из железа во II–III веках нашей эры. Он дополнен фигурным бронзовым навершием — декоративной верхушкой. Сохранилось и бронзовое перекрестие с золотой фольгой на ножнах.
В эту эпоху у сарматов существовала общая схема по украшению кинжалов: лицевую часть ножен и рукоять обтягивали сплошной золотой пластиной, что напоминало украшение скифских парадных мечей. Однако появились и новые элементы: на смену рельефным композициям в зверином стиле (изображению животных) пришел геометрический орнамент.
Сарматы считались очень воинственным народом, это даже особо подчеркивали античные авторы. Уклад жизни у племен был во многом связан с войной. После завоевания Скифии они стали самым могущественным народом северо-восточной части античной ойкумены. Из сочинений греческих и римских авторов известно, что сарматские племена участвовали во многих важных военно-политических событиях в Северном Причерноморье, на Кавказе, на Подунавье. Главным предметом культа — как у скифов, так и у сарматов — был меч, который олицетворял бога войны. Римский историк Аммиан Марцеллин писал: «Они втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».
Кинжал изготовлен из железа во II–III веках нашей эры. Он дополнен фигурным бронзовым навершием — декоративной верхушкой. Сохранилось и бронзовое перекрестие с золотой фольгой на ножнах.
В эту эпоху у сарматов существовала общая схема по украшению кинжалов: лицевую часть ножен и рукоять обтягивали сплошной золотой пластиной, что напоминало украшение скифских парадных мечей. Однако появились и новые элементы: на смену рельефным композициям в зверином стиле (изображению животных) пришел геометрический орнамент.
Сарматы считались очень воинственным народом, это даже особо подчеркивали античные авторы. Уклад жизни у племен был во многом связан с войной. После завоевания Скифии они стали самым могущественным народом северо-восточной части античной ойкумены. Из сочинений греческих и римских авторов известно, что сарматские племена участвовали во многих важных военно-политических событиях в Северном Причерноморье, на Кавказе, на Подунавье. Главным предметом культа — как у скифов, так и у сарматов — был меч, который олицетворял бога войны. Римский историк Аммиан Марцеллин писал: «Они втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».
Основным видом оружия сарматов были короткие мечи длиной не более 50-60 см. Их ножны крепились к поясу при помощи специальной скобы, через которую пропускался портупейный ремень. Такой способ крепления меча был удобен только для всадников. Кроме меча, обязательным для сармата был кинжал, который закрепляли или на поясе, или на ноге при помощи ремешков.
В 2005 году железный кинжал вместе с другими ценными находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
В 2005 году железный кинжал вместе с другими ценными находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.