В искусстве ранних сарматов II–I веков до нашей эры, где зооморфные мотивы представлены скупо, одним из немногочисленных проявлений зооморфизма являются пряжки с изображениями животных. Такие изделия обозначают как пряжки, поясные пластины, но не всегда являются таковыми по факту. Часто это предметы, которые выполняли декоративную функцию.
Сцены терзания (чаще всего хищниками копытных) отражали идеологию воинственных племен, чья жизнь заключалась прежде всего в набегах, занятиях кочевым скотоводством и охотой. Больше таких сцен известно на изделиях, изготовленных греческими мастерами. Но чаще в погребениях кочевников находят изделия, выполненные местными мастерами.
Пряжка, найденная у села Писарева Кабалевского района Волгоградской области, представлена прямоугольной формой и изготовлена способом литья, оформлена по периметру валиком. На одной узкой стороне имеется высокий крюк для набрасывания петли ремня. Внутренняя площадь пряжки заполнена рельефным изображением борющихся животных — пантеры и верблюда.
Сюжет борьбы хищного и копытного животных был заимствован из сюжетов, распространенных в Передней Азии, где этот мотив развивался с конца IV тысячелетия до нашей эры, служа символом весеннего обновления природы. Считается, что мотивы борьбы зверей были заимствованы скифами у греческих мастеров.
По общему построению композиции и стилю изображенная сцена терзания становится в один ряд с известными предметами искусства «звериного стиля». Особенностью построения композиции на предмете является то, что все образы выстроены таким образом, что каждый из животных схвачен за отдельные части тела, образуя собой связную композицию. Такое объединение сцены может символизировать солнцеворот.
В древних культурах произведения искусства неотделимы от тех предметов, на которых они размещены и где смысл вещи, по существу, дополняется смыслом изображения. Предмет материального мира, выполненный, к примеру, в зверином стиле, подтверждал религиозно-мифологические представления, бытующие в обществе.