Поясную прямоугольную пряжку из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в ходе работ Астраханской археологической экспедиции Ленинградского отделения института археологии под руководством Валентина Шилова в 1965 году. Раскопки проходили в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.
На пряжке изображен рельефный грифон — мифологическое крылатое существо с туловищем льва и головой орла. Украшение выполнено из бронзы и обтянуто с одной стороны золотым листом.
Пряжка относится к предметам так называемого сарматского звериного стиля — с изображением животных. В таком стиле сарматы создавали множество разных золотых украшений: браслеты и пряжки, уздечные бляхи и гривны — подвески, которые обычно носили на шее.
В разное время зооморфные изображения наносили на посуду и предметы роскоши разные народы. Но у сарматов были свои стилистические приемы, поэтому ученые выделили их стиль в особую самостоятельную группу. Сарматы изображали животных подчеркнуто декоративно: дополнительно ярко украшали их тела цветными вставками и линейными орнаментами. На пряжке из коллекции Астраханского музея-заповедника мы можем видеть такую вставку из темного камня, а также касты — специальные гнезда, в которых древние мастера укрепляли декор. Касты обычно изготавливали отдельно, потом припаивали на изделия, а затем вставляли в них дополнительные украшения.
Предметы в сарматском зверином стиле были широко распространены в степях Нижнего Поволжья и Подонья с начала II века до нашей эры до начала I века нашей эры. Их находят в богатых захоронениях сармато-аланской знати.
В 2005 году пряжка из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. А спустя 3 года — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее в Москве.
На пряжке изображен рельефный грифон — мифологическое крылатое существо с туловищем льва и головой орла. Украшение выполнено из бронзы и обтянуто с одной стороны золотым листом.
Пряжка относится к предметам так называемого сарматского звериного стиля — с изображением животных. В таком стиле сарматы создавали множество разных золотых украшений: браслеты и пряжки, уздечные бляхи и гривны — подвески, которые обычно носили на шее.
В разное время зооморфные изображения наносили на посуду и предметы роскоши разные народы. Но у сарматов были свои стилистические приемы, поэтому ученые выделили их стиль в особую самостоятельную группу. Сарматы изображали животных подчеркнуто декоративно: дополнительно ярко украшали их тела цветными вставками и линейными орнаментами. На пряжке из коллекции Астраханского музея-заповедника мы можем видеть такую вставку из темного камня, а также касты — специальные гнезда, в которых древние мастера укрепляли декор. Касты обычно изготавливали отдельно, потом припаивали на изделия, а затем вставляли в них дополнительные украшения.
Цветными камнями подчеркивали рельеф мускулатуры, острые зубы и когти, глаза и перья. А иногда — как в нашем случае — просто закрепляли несколько фигурных каст с декором, вписывая их в чеканное узорное изображение животного.
Предметы в сарматском зверином стиле были широко распространены в степях Нижнего Поволжья и Подонья с начала II века до нашей эры до начала I века нашей эры. Их находят в богатых захоронениях сармато-аланской знати.
В 2005 году пряжка из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. А спустя 3 года — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее в Москве.