Прялка — приспособление для прядения нитей. Она имеет три главных конструктивных части: лопаску, ножку и донце. Процесс прядения был достаточно прост, но требовал умения и сноровки. Кудель — волокно льна, конопли или шерсть — закрепляли к обратной стороне лопаски. Женщина садилась на край донца и скручивала кудель в нитку, вытягивая и наматывая ее на веретено. В различных регионах России существовало большое многообразие прялок. Они различались по конструкции, форме, технике исполнения и декору.
«Теремковые» — общее название для всех прялок, на которых в качестве декора обычно вырезали изображение терема. Такие встречались на юге Вологодской, севере Ярославской и западе Костромской губерний. Прялки-терема делали из прикорневой части березы: вертикальную часть (ножку и лопаску) вырезали из ствола, горизонтальную (донце) — из корня.
Эту прялку в музей из деревни Киндерево Ярославской области привезли участники научной экспедиции в 1966 году. Она принадлежит к одной из разновидностей «теремковых» прялок, отличающихся техникой резьбы. Местное название таких прялок — «киндеревские копылы», по названию деревни, откуда они происходят.
Лицевая вертикальная часть прялки сплошь покрыта богатой, сложной резьбой, которая требовала высокого уровня мастерства. В верхней части лопаски вырезано изображение древа с птицами и конскими головами, а в нижней — две птицы, сидящие грудками друг к другу. Верхушку прялки венчает двуглавый орел. Главный изобразительный акцент ножки — сцена чаепития. В роскошном многоярусном интерьере с колоннами и большими застекленными окнами, по сторонам стола с самоваром, изображены мужчина и женщина. Здесь же вырезана дата создания прялки — 1865 год. В нижнем ярусе прялки — мужчина верхом на гарцующем коне. В архитектурных мотивах, орнаментах, одеждах персонажей и тематике композиции заметно влияние усадебной культуры.
Теремковые прялки всегда были предметом особой гордости хозяйки. Такую прялку берегли, передавали по наследству, а в некоторых уездах, где были распространены несколько разных типов прялок, теремковые считались модными и дорогими. Именно их брали на посиделки (беседы), а более простые по форме и декору прялки использовались как повседневные.
«Теремковые» — общее название для всех прялок, на которых в качестве декора обычно вырезали изображение терема. Такие встречались на юге Вологодской, севере Ярославской и западе Костромской губерний. Прялки-терема делали из прикорневой части березы: вертикальную часть (ножку и лопаску) вырезали из ствола, горизонтальную (донце) — из корня.
Эту прялку в музей из деревни Киндерево Ярославской области привезли участники научной экспедиции в 1966 году. Она принадлежит к одной из разновидностей «теремковых» прялок, отличающихся техникой резьбы. Местное название таких прялок — «киндеревские копылы», по названию деревни, откуда они происходят.
Лицевая вертикальная часть прялки сплошь покрыта богатой, сложной резьбой, которая требовала высокого уровня мастерства. В верхней части лопаски вырезано изображение древа с птицами и конскими головами, а в нижней — две птицы, сидящие грудками друг к другу. Верхушку прялки венчает двуглавый орел. Главный изобразительный акцент ножки — сцена чаепития. В роскошном многоярусном интерьере с колоннами и большими застекленными окнами, по сторонам стола с самоваром, изображены мужчина и женщина. Здесь же вырезана дата создания прялки — 1865 год. В нижнем ярусе прялки — мужчина верхом на гарцующем коне. В архитектурных мотивах, орнаментах, одеждах персонажей и тематике композиции заметно влияние усадебной культуры.
Теремковые прялки всегда были предметом особой гордости хозяйки. Такую прялку берегли, передавали по наследству, а в некоторых уездах, где были распространены несколько разных типов прялок, теремковые считались модными и дорогими. Именно их брали на посиделки (беседы), а более простые по форме и декору прялки использовались как повседневные.