Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Эрмитаж русской культуры»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Потир

Время создания
1439 год
Размер
25,5x19,5x19,5 см
Техника
мрамор, золото; скань, ковка, резьба, литье, шлифовка, живопись
1
Открыть в приложении
#1
Фомин И.
Потир
#2
Потир — чаша, которую используют во время богослужений. Ее изготовили для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря по заказу великого князя Московского Василия II. Об этом сообщает резная надпись на поддоне сосуда: «В монастырь преподобного отца нашего игумена Сергиа зделан бысть христолюбивым великим князем Василием васильевичем сей потир в церковь святую чюдотворную Троицу в лето 6947 [1439]».

Предположительно потир дарован с молением о благополучном рождении ребенка. 22 января 1440 года на свет появился второй сын Василия Васильевича и Марии Ярославны — Иван, будущий великий князь Московский Иван III.

С Троице-Сергиевым монастырем связаны не только радостные события и ожидания Василия II, но и один из самых трагических эпизодов его жизни. В 1446 году великий князь пытался укрыться от сторонников нарушившего примирительную клятву Дмитрия Шемяки в Троицком соборе обители. Но его схватили, увезли в Москву и ослепили. Именно поэтому к имени Василия II стали добавлять прозвище «Темный».

Этот потир — один из самых драгоценных сосудов, которые хранились в ризнице Троицкого монастыря, и один из редких памятников московского ювелирного искусства второй четверти XV века. Полусферическая чаша изготовлена из рудожелтого мрамора. Кровавый цвет камня идеально соответствует назначению сосуда, который использовали при совершении таинства Евхаристии — причастия, когда верующие «вкушают кровь (вино) и плоть (церковный хлеб — просфору) Иисуса Христа».
 
Каменная чаша вставлена в золотую оправу, из высокопробного золота также изготовлены ножка и поддон сосуда. Детали декора — полоса прорезных цветов на нижней части венца, ажурные «обоймицы», которые поддерживают чашу, прорезные столбчатые орнаменты в основании ножки и на срезе поддона — свидетельствуют о знакомстве мастера с произведениями западноевропейского готического искусства.

Венец мраморной чаши украшен полосой тончайшего сканного орнамента, выложенного из крученой проволоки. Характерной чертой скани, изготовленной московскими мастерами, является обрамление основного стебля спиралевидными завитками и мелкими петельками.

Живописное изображение Спаса Нерукотворного на мраморной чаше относится к XIX веку, также более поздней является и внутренняя, идеально отполированная, золотая чаша.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Потир

Время создания
1439 год
Размер
25,5x19,5x19,5 см
Техника
мрамор, золото; скань, ковка, резьба, литье, шлифовка, живопись
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%