Потир — чаша, которую используют во время богослужений. Ее изготовили для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря по заказу великого князя Московского Василия II. Об этом сообщает резная надпись на поддоне сосуда: «В монастырь преподобного отца нашего игумена Сергиа зделан бысть христолюбивым великим князем Василием васильевичем сей потир в церковь святую чюдотворную Троицу в лето 6947 [1439]».
Предположительно потир дарован с молением о благополучном рождении ребенка. 22 января 1440 года на свет появился второй сын Василия Васильевича и Марии Ярославны — Иван, будущий великий князь Московский Иван III.
С Троице-Сергиевым монастырем связаны не только радостные события и ожидания Василия II, но и один из самых трагических эпизодов его жизни. В 1446 году великий князь пытался укрыться от сторонников нарушившего примирительную клятву Дмитрия Шемяки в Троицком соборе обители. Но его схватили, увезли в Москву и ослепили. Именно поэтому к имени Василия II стали добавлять прозвище «Темный».
Этот потир — один из самых драгоценных сосудов, которые хранились в ризнице Троицкого монастыря, и один из редких памятников московского ювелирного искусства второй четверти XV века. Полусферическая чаша изготовлена из рудожелтого мрамора. Кровавый цвет камня идеально соответствует назначению сосуда, который использовали при совершении таинства Евхаристии — причастия, когда верующие «вкушают кровь (вино) и плоть (церковный хлеб — просфору) Иисуса Христа».
Каменная чаша вставлена в золотую оправу, из высокопробного золота также изготовлены ножка и поддон сосуда. Детали декора — полоса прорезных цветов на нижней части венца, ажурные «обоймицы», которые поддерживают чашу, прорезные столбчатые орнаменты в основании ножки и на срезе поддона — свидетельствуют о знакомстве мастера с произведениями западноевропейского готического искусства.
Венец мраморной чаши украшен полосой тончайшего сканного орнамента, выложенного из крученой проволоки. Характерной чертой скани, изготовленной московскими мастерами, является обрамление основного стебля спиралевидными завитками и мелкими петельками.
Живописное изображение Спаса Нерукотворного на мраморной чаше относится к XIX веку, также более поздней является и внутренняя, идеально отполированная, золотая чаша.
Предположительно потир дарован с молением о благополучном рождении ребенка. 22 января 1440 года на свет появился второй сын Василия Васильевича и Марии Ярославны — Иван, будущий великий князь Московский Иван III.
С Троице-Сергиевым монастырем связаны не только радостные события и ожидания Василия II, но и один из самых трагических эпизодов его жизни. В 1446 году великий князь пытался укрыться от сторонников нарушившего примирительную клятву Дмитрия Шемяки в Троицком соборе обители. Но его схватили, увезли в Москву и ослепили. Именно поэтому к имени Василия II стали добавлять прозвище «Темный».
Этот потир — один из самых драгоценных сосудов, которые хранились в ризнице Троицкого монастыря, и один из редких памятников московского ювелирного искусства второй четверти XV века. Полусферическая чаша изготовлена из рудожелтого мрамора. Кровавый цвет камня идеально соответствует назначению сосуда, который использовали при совершении таинства Евхаристии — причастия, когда верующие «вкушают кровь (вино) и плоть (церковный хлеб — просфору) Иисуса Христа».
Каменная чаша вставлена в золотую оправу, из высокопробного золота также изготовлены ножка и поддон сосуда. Детали декора — полоса прорезных цветов на нижней части венца, ажурные «обоймицы», которые поддерживают чашу, прорезные столбчатые орнаменты в основании ножки и на срезе поддона — свидетельствуют о знакомстве мастера с произведениями западноевропейского готического искусства.
Венец мраморной чаши украшен полосой тончайшего сканного орнамента, выложенного из крученой проволоки. Характерной чертой скани, изготовленной московскими мастерами, является обрамление основного стебля спиралевидными завитками и мелкими петельками.
Живописное изображение Спаса Нерукотворного на мраморной чаше относится к XIX веку, также более поздней является и внутренняя, идеально отполированная, золотая чаша.