Ручные прялки использовали еще две с половиной тысячи лет назад в Индии. Русская традиция изготовления нити при помощи прялки тоже уходит своими корнями вглубь веков. На Руси прялку можно было встретить в каждом доме. С этим предметом в нашей культуре связано огромное количество суеверий, обрядовых действий и примет.
Исконно прядением на Руси занимались девушки и женщины. За прялку девочки садились с пяти — семи лет и не расставались с ней уже всю жизнь. К 18 годам девушки становились искусными мастерицами, что, по народным представлениям, должно было способствовать удачному замужеству. Часто девушки собирались в доме большой компанией, пряли, пели и принимали гостей — парней, которые знакомились с девушками и присматривали себе невест.
Ручные прялки были двух типов: цельные и составные. На верхнюю вертикальную часть прялки наматывали кудель, а на нижнюю часть — широкую подставку, именуемую донцем, садилась сама пряха. Верхняя часть прялки могла иметь «гребень» для расчесывания кудели или «лопать» («лопаску») для наматывания кудели по кругу. Ниже располагалась «ножка» прялки или «шейка». Традиционно шейку делали округлой. В составных прялках — таких, как представленный экспонат, — «шейка» вставлялась в специальное утолщение с отверстием в донце — комель. Это название связано с тем, что в старину донца делались из комля дерева — нижней, прилегающей к корню толстой части ствола.
Еще одним обязательным инструментом было «веретено» — небольшая точеная палочка с заострением на одном конце и утолщением на другом. На «веретено» хозяйка собирала изготовляемую нить.
Хранили составную прялку в разобранном виде. Окончив работу, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену. Донце зачастую было декорировано росписью или резьбой и служило своеобразным украшением жилища. Часто украшали и верхнюю часть — на «шейку» и на «лопать» наносили резьбу или яркий рисунок. Традиционно изображали солярные символы, орнаменты с растительными или анималистическими мотивами. Однако прялку могли украсить и сценами из Священного писания или сюжетами из обыденной жизни. Чтобы подвесить верхнюю часть в качестве украшения, в «лопати» делали небольшое отверстие. Разнообразный декор прялок в наши дни служит своеобразным хранилищем народной памяти.
Исконно прядением на Руси занимались девушки и женщины. За прялку девочки садились с пяти — семи лет и не расставались с ней уже всю жизнь. К 18 годам девушки становились искусными мастерицами, что, по народным представлениям, должно было способствовать удачному замужеству. Часто девушки собирались в доме большой компанией, пряли, пели и принимали гостей — парней, которые знакомились с девушками и присматривали себе невест.
Ручные прялки были двух типов: цельные и составные. На верхнюю вертикальную часть прялки наматывали кудель, а на нижнюю часть — широкую подставку, именуемую донцем, садилась сама пряха. Верхняя часть прялки могла иметь «гребень» для расчесывания кудели или «лопать» («лопаску») для наматывания кудели по кругу. Ниже располагалась «ножка» прялки или «шейка». Традиционно шейку делали округлой. В составных прялках — таких, как представленный экспонат, — «шейка» вставлялась в специальное утолщение с отверстием в донце — комель. Это название связано с тем, что в старину донца делались из комля дерева — нижней, прилегающей к корню толстой части ствола.
Еще одним обязательным инструментом было «веретено» — небольшая точеная палочка с заострением на одном конце и утолщением на другом. На «веретено» хозяйка собирала изготовляемую нить.
Хранили составную прялку в разобранном виде. Окончив работу, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену. Донце зачастую было декорировано росписью или резьбой и служило своеобразным украшением жилища. Часто украшали и верхнюю часть — на «шейку» и на «лопать» наносили резьбу или яркий рисунок. Традиционно изображали солярные символы, орнаменты с растительными или анималистическими мотивами. Однако прялку могли украсить и сценами из Священного писания или сюжетами из обыденной жизни. Чтобы подвесить верхнюю часть в качестве украшения, в «лопати» делали небольшое отверстие. Разнообразный декор прялок в наши дни служит своеобразным хранилищем народной памяти.