В Уральском зале представлен муляж титульного листа повести «Скрипач», написанной писателем и очеркистом Федором Решетниковым в Перми. Это произведение связано с его поездкой в Екатеринбург, где он изучил горнозаводскую среду Урала. Над повестью Решетников начал работать после опубликования манифеста об освобождении крестьян от 19 февраля 1861 года.
В 1862 году писатель отослал повесть в журнал Федора Достоевского «Время», однако ничего не добился. Повесть была опубликована только в 1932 году.
На примере Петровского завода Решетников показывает жизнь горнозаводских людей на Урале после отмены крепостного права. Писатель отражает разрушение былого уклада, особенно отчетливо это проявляется в описании домов: большинство из них «черные», «ветхие», порой до того, «что многие от дряхлости наклонялись к другим домам»; отмечает размежевание между богатыми и бедными на заводе, где «управляющий … все равно как господин»; показывает безграмотность и предрассудки заводских людей, которые считали Гришку-скрипача колдуном из-за того, что «…он умел представить голос сороки, вороны, соловья, лошади, коровы, кошки и собаки».
Исследователь Иван Скворцов трактует произведение следующим образом: «В основе сюжета повести романтическая любовь Гришки-скрипача, Василия Ермолаевича Морошина и Мирона Перевалова к Анне Сюлиной — дочери бывшего полесовщика. В ревности Мирон Перевалов убивает Гришку, а затем умирает сам. Анна Сюлина выходит замуж за Морошина спустя год после смерти Гришки. Жизнь ее в замужестве была несчастной, т. к. она „не могла забыть долго Мирона и Скрипача“». Повесть заканчивается тем, что Анна, а вслед за ней и Морошин, умирают. Для горнозаводских произведений Решетникова характерно включение в сюжет любовной линии, однако у подобных историй нет счастливого конца, и тому подтверждение — повесть «Скрипач».
Этой повести и написанной после нее драме «Раскольник» сам Решетников придавал большое значение. В его дневнике можно найти такую запись: «Я не могу отличить в себе таланта, пусть это скажут люди. Я знаю только, так по крайней мере мне кажется, что „Скрипач“ и драма „Раскольник“ написаны дельно».
В 1862 году писатель отослал повесть в журнал Федора Достоевского «Время», однако ничего не добился. Повесть была опубликована только в 1932 году.
На примере Петровского завода Решетников показывает жизнь горнозаводских людей на Урале после отмены крепостного права. Писатель отражает разрушение былого уклада, особенно отчетливо это проявляется в описании домов: большинство из них «черные», «ветхие», порой до того, «что многие от дряхлости наклонялись к другим домам»; отмечает размежевание между богатыми и бедными на заводе, где «управляющий … все равно как господин»; показывает безграмотность и предрассудки заводских людей, которые считали Гришку-скрипача колдуном из-за того, что «…он умел представить голос сороки, вороны, соловья, лошади, коровы, кошки и собаки».
Исследователь Иван Скворцов трактует произведение следующим образом: «В основе сюжета повести романтическая любовь Гришки-скрипача, Василия Ермолаевича Морошина и Мирона Перевалова к Анне Сюлиной — дочери бывшего полесовщика. В ревности Мирон Перевалов убивает Гришку, а затем умирает сам. Анна Сюлина выходит замуж за Морошина спустя год после смерти Гришки. Жизнь ее в замужестве была несчастной, т. к. она „не могла забыть долго Мирона и Скрипача“». Повесть заканчивается тем, что Анна, а вслед за ней и Морошин, умирают. Для горнозаводских произведений Решетникова характерно включение в сюжет любовной линии, однако у подобных историй нет счастливого конца, и тому подтверждение — повесть «Скрипач».
Этой повести и написанной после нее драме «Раскольник» сам Решетников придавал большое значение. В его дневнике можно найти такую запись: «Я не могу отличить в себе таланта, пусть это скажут люди. Я знаю только, так по крайней мере мне кажется, что „Скрипач“ и драма „Раскольник“ написаны дельно».