В начале XVIII века на Кубани казаки активно занимались земледелием, скотоводством, развивали разные ремесла. В каждом казачьем хуторе, каждой станице жили мастера по изготовлению прялок. Предмет старинного быта, а теперь музейных коллекций, ушедший из наших домов — прялка. Прялка — спутница женщины на протяжении всей жизни. Если в литературе или фольклоре требовалось показать трудолюбивую хозяйку, чаще всего она изображалась именно за прялкой.
Прядение и ткачество — дело сезонное, поэтому занимались им с октября по март, то есть все время, когда нет полевых работ. Тяжёлый, монотонный труд пытались скрасить тем, что собирались вместе, на «супрядки». Приглашали парней, пели, слушали сказания.
Центром производства прялок в России стала Вятская губерния, а позже их стали делать местные мастера по заказу и для продажи. Прялки с любовью хранились и передавались женщинами друг от друга по наследству.
Деревянная прялка — обязательный предмет казачьего быта. Ее приносили в дар невесте, жене или дочери. Украшенная резьбой или росписью, она стояла на видном месте, как символ благополучия семьи.
Девочки приучались к работе с раннего детства, ребёнок на примере видел, что жизнь его родителей — это постоянный труд. В летний период работа на поле, в зимний — ремесло. Девушки на выданье собирались отдельно с прялками и веретёнами, пряли, вышивали, готовили себе приданое. В качестве гостей сюда приходили казаки, знакомились с девушками, выбирали себе невест.
Само колесо должно быть достаточно большим, потому что его величина влияет на скорость вращения другого механизма — катушки. Катушка соединяется с колесом капроновой нитью, которая опоясывает колесо. При работе пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.