Ручная прялка из коллекции музея состоит из вертикальной части, куда привязывали кудель, и горизонтального донца, на котором сидела пряха. Прялка вырезана из копани — целого дерева, выкорчеванного с корнем. Такие прялки назывались «копылы», или корневые. Из нижней части ствола делали лопасть и ножку, а из ответвления корня — донце. Для изготовления корневых прялок выкорчевывали обычно ели, сосны, березы: их корневая система была подходящей.
Интересен тот факт, что готовые прялки не использовались и не считались пригодными до тех пор, пока не будут украшены. В старину в некоторых местностях прялки расписывали в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким слоем грунта из мела и клея. Первоначальный рисунок делали тонкой линией, иногда его выцарапывали. Краску разводили на яичном желтке, разбавленным квасом. Заканчивали роспись вторичной обводкой контура. Для блеска поверхность прялки покрывалась особым составом, в который входила олифа. Позднее прялки стали расписывать масляными красками без грунта.
В росписи прялок встречаются бытовые сцены, похожие на лубочные сюжеты, элементы растительного и животного орнамента. Очень часто прялки украшались орнаментом из древних символов солнца, звезд, земли, водной стихии. Изображение солнца всегда воспринималось как символ, дарующей всем животворящую энергию. Верх представленной прялки украшен рисунком в виде веточек растений, в нижней части изображены небесные светила в виде цветка с лепестками.
Известно, что на территории нашей страны прялки существовали уже в эпоху неолита. Об этом говорят находки археологов в Вологодской области. Пряли в русской деревне все женщины. Они учились прясть с 8-9 лет и уже всю жизнь не расставались с прялкой. Девушке надо было напрясть и наткать холстов себе в приданое, а женщине нужно было одеть всю семью. «Мужик не прядет, да без рубахи не ходит, а баба и прядет, да не по две носит» — гласит старинная пословица.
Прялок в доме, бывало, несколько, у каждой женщины — своя. Девушкам прялки часто дарили женихи. Чаще всего жених делал подарок сам и в его изготовление вкладывал все свое мастерство. Такую прялку женщина особенно берегла и передавала дочери по наследству. С XVIII века получили распространение самопрялки с колесом, которые значительно убыстряли работу. Тем не менее, они не вытеснили ручную прялку. Самая существенная тому причина, видимо, в том, что на самопрялке нельзя выделать тонкую пряжу. Лучшие сорта ниток пряли по-старому, на веретене. Изготовление прялок продолжалось до 1930-х годов. Веретена в деревнях точат и сейчас.
Интересен тот факт, что готовые прялки не использовались и не считались пригодными до тех пор, пока не будут украшены. В старину в некоторых местностях прялки расписывали в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким слоем грунта из мела и клея. Первоначальный рисунок делали тонкой линией, иногда его выцарапывали. Краску разводили на яичном желтке, разбавленным квасом. Заканчивали роспись вторичной обводкой контура. Для блеска поверхность прялки покрывалась особым составом, в который входила олифа. Позднее прялки стали расписывать масляными красками без грунта.
В росписи прялок встречаются бытовые сцены, похожие на лубочные сюжеты, элементы растительного и животного орнамента. Очень часто прялки украшались орнаментом из древних символов солнца, звезд, земли, водной стихии. Изображение солнца всегда воспринималось как символ, дарующей всем животворящую энергию. Верх представленной прялки украшен рисунком в виде веточек растений, в нижней части изображены небесные светила в виде цветка с лепестками.
Известно, что на территории нашей страны прялки существовали уже в эпоху неолита. Об этом говорят находки археологов в Вологодской области. Пряли в русской деревне все женщины. Они учились прясть с 8-9 лет и уже всю жизнь не расставались с прялкой. Девушке надо было напрясть и наткать холстов себе в приданое, а женщине нужно было одеть всю семью. «Мужик не прядет, да без рубахи не ходит, а баба и прядет, да не по две носит» — гласит старинная пословица.
Прялок в доме, бывало, несколько, у каждой женщины — своя. Девушкам прялки часто дарили женихи. Чаще всего жених делал подарок сам и в его изготовление вкладывал все свое мастерство. Такую прялку женщина особенно берегла и передавала дочери по наследству. С XVIII века получили распространение самопрялки с колесом, которые значительно убыстряли работу. Тем не менее, они не вытеснили ручную прялку. Самая существенная тому причина, видимо, в том, что на самопрялке нельзя выделать тонкую пряжу. Лучшие сорта ниток пряли по-старому, на веретене. Изготовление прялок продолжалось до 1930-х годов. Веретена в деревнях точат и сейчас.