В экспозиции Ирбитского государственного музея изобразительных искусств представлена работа Михаила Верхоланцева «Просвещение» из одноименной серии гравюр автора.
В центре композиции величественная женщина шествует сквозь сумрак, освещая свой путь античной масляной лампой. Это аллегория Просвещения. Мерцающий свет лампы символизирует энергию знаний, вторгающихся во тьму. Тьма есть энергетическая разреженность или полное отсутствие энергии. В народе необразованного человека называют «темным».
Михаил Михайлович Верхоланцев происходит из старинного сибирского купеческого рода Басниных. Родился и почти всю жизнь живет в Москве. Персональные выставки гравюр, иллюстраций, акварелей Верхоланцева проходили и в городах Сибири: Иркутске, Тобольске, Тюмени, Ханты-Мансийске. В сложном и довольно редком виде гравюры — ксилографии — художник создал свой собственный, уникальный стиль, в котором сочетается совершенная техника и экспрессия, композиционная энергия. Мастер любит торцовую и особенно продольную гравюру на дереве. Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Твердая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения. В этой технике Верхоланцев, пожалуй, не знает соперников ни в России, ни за рубежом.