Пророк Илия в пустыне
Время создания
первая половина XVIII века
Место создания
Тверская провинция
Размер
56x46,5 см
Техника
дерево, темпера, серебро, чеканка, гравировка, золочение
Коллекция
Выставка
1
Открыть в приложении#1
#3
Икона датируется первой половиной XVIII века. Венец — 1660-е годы.
#2
Икона была найдена в церкви Богоматери Смоленской в селе Георгиевском Бежецкого района. На ней запечатлен эпизод из библейского рассказа о пророке Илии. Скрываясь от гонений царицы Иезавели, он бежал в пустыню и пребывал там около потока Хораф. Из потока Илия пил воду, а пищу ему приносил ворон, посылаемый Господом. Пророк облачен в милоть — волосяную одежду аскетов, в его левой руке посох, правая поднята и протянута к подлетающему ворону, несущему в клюве круглый хлеб. Рядом с пророком изображены золотые сосуды. Пустыня представлена в виде леса с редко растущими деревьями — в русской иконописи XVII–XVIII веков такой пейзаж заменил традиционное для этой сцены изображение гор, поросших скудной растительностью.
Образы пророка Илии в пустыне в русском искусстве известны издревле, их писали не только на иконах, но и на стенах храмов, где они помещались в алтарной части. В христианской культуре эта ветхозаветная история рассматривалась как прообраз Евхаристии, установленной Христом новозаветной бескровной жертвы. Приносимый вороном хлеб, посланный пророку Богом, символизировал Причастие.
Вверху в небесном сегменте находится изображение Господа Саваофа в виде старца в белых одеждах с восьмиконечным нимбом, образованным наложенными друг на друга синим и красным ромбами. Такие изображения появляются в русском искусстве в XVI веке и распространяются в последующие столетия, становясь традиционными образами Бога в ветхозаветных сценах до воплощения Христа.
Образы пророка Илии в пустыне в русском искусстве известны издревле, их писали не только на иконах, но и на стенах храмов, где они помещались в алтарной части. В христианской культуре эта ветхозаветная история рассматривалась как прообраз Евхаристии, установленной Христом новозаветной бескровной жертвы. Приносимый вороном хлеб, посланный пророку Богом, символизировал Причастие.
Вверху в небесном сегменте находится изображение Господа Саваофа в виде старца в белых одеждах с восьмиконечным нимбом, образованным наложенными друг на друга синим и красным ромбами. Такие изображения появляются в русском искусстве в XVI веке и распространяются в последующие столетия, становясь традиционными образами Бога в ветхозаветных сценах до воплощения Христа.
Нимб Илии украшен серебряным венцом с гравированным растительным орнаментом. Венец, исполненный ярославскими мастерами в 1660-е годы, был перенесен на образ с другой, более ранней иконы. Он не вполне совпадает с абрисом головы пророка. Близость ярославских земель способствовала заимствованиям как отдельных предметов, в данном случае венца, так и стилистических приемов, которые заметны в живописи иконы.
читать дальшескрыть
Пророк Илия в пустыне
Время создания
первая половина XVIII века
Место создания
Тверская провинция
Размер
56x46,5 см
Техника
дерево, темпера, серебро, чеканка, гравировка, золочение
Коллекция
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться