Преображение Господне
Время создания
начало XVI века
Место создания
Тверь
Размер
71x60 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
#2
Преображение Господне описано тремя евангелистами, кроме Иоанна. Оно произошло перед возвращением Христа в Иерусалим, где его схватили и распяли. В момент Преображения открылась божественная слава Спасителя. Но чудо совершилось в уединенном месте в присутствии лишь трех избранных апостолов — Петра, Иакова и Иоанна.
По преданию, местом Преображения была гора Фавор в Галилее. На иконе она изображена в виде трех вершин, на которых стоят Христос и два его собеседника — явившиеся ему пророки Илия и Моисей.
Облик Иисуса изменился. Одежды его стали белыми, как снег, а лицо просияло, как солнце. Это изменение не изображалось в искусстве буквально, чтобы не разрушать человеческого образа Христа. Но его белоснежные одежды покрывают золотые лучи, символизирующие божественный нетварный Свет. Золотое сияние исходит и от фигуры Спасителя, отчетливо выделяясь на фоне большой круглой мандорлы, означающей явление Божества. Синий цвет мандорлы подчеркивает яркость белоснежных одежд. Со временем синие и голубые краски приобрели более темный зеленоватый оттенок из-за пропитавшей их олифы. Слева стоит старец Илия, справа — пророк Моисей с короткой бородкой. Пророки говорили с Иисусом об исходе, который надлежит ему совершить в Иерусалиме, то есть о его смерти и воскресении (Евангелие от Луки, глава 9).
Внизу представлены трое апостолов, пораженных видением. Двое из них упали и не в силах взирать на сияющего Христа. Необычна фигура Иакова, скатывающегося по склону горы. Лишь апостол Петр нашел в себе силы заговорить со Христом и в восхищении сказал: «Учитель! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (шалаша): Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Евангелие от Марка, глава 9). После этого явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из него голос Бога: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Евангелие от Матфея, глава 17). Но в иконописи этого периода незримое присутствие Бога Отца не изображалось. Оно подразумевается в прославленном облике самого Христа.
Величественная композиция следует московским иконам первой четверти XV века круга Андрея Рублева. В изящных пропорциях и гармоничных движениях персонажей, объединенных ритмом дугообразных линий, также очевидна ориентация на лучшие классические образцы. Однако колорит и техника письма иконы указывает на создание ее в раннем XVI веке. Иконописец добился мягкости цветовых сочетаний синих и зеленых, охристых и вишневых тонов с нежно-зеленым фоном. Образ поступил из церкви села Чамерова Весьегонского района, но первоначальное происхождение иконы остается неизвестным.
Внизу представлены трое апостолов, пораженных видением. Двое из них упали и не в силах взирать на сияющего Христа. Необычна фигура Иакова, скатывающегося по склону горы. Лишь апостол Петр нашел в себе силы заговорить со Христом и в восхищении сказал: «Учитель! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (шалаша): Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Евангелие от Марка, глава 9). После этого явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из него голос Бога: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Евангелие от Матфея, глава 17). Но в иконописи этого периода незримое присутствие Бога Отца не изображалось. Оно подразумевается в прославленном облике самого Христа.
Величественная композиция следует московским иконам первой четверти XV века круга Андрея Рублева. В изящных пропорциях и гармоничных движениях персонажей, объединенных ритмом дугообразных линий, также очевидна ориентация на лучшие классические образцы. Однако колорит и техника письма иконы указывает на создание ее в раннем XVI веке. Иконописец добился мягкости цветовых сочетаний синих и зеленых, охристых и вишневых тонов с нежно-зеленым фоном. Образ поступил из церкви села Чамерова Весьегонского района, но первоначальное происхождение иконы остается неизвестным.
читать дальшескрыть
Преображение Господне
Время создания
начало XVI века
Место создания
Тверь
Размер
71x60 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться