Пророк Аввакум
Время создания
Вторая половина XVII века
Размер
57x63 см
57х63х4 см
57х63х4 см
Техника
Дерево, темпера
0
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Пророк Аввакум
#3
#2
Пророк Аввакум жил в VII веке до нашей эры, он упоминается в Ветхом Завете. Сказано о нём мало, предполагают, что Аввакум был храмовым проповедником. Он предсказал гибель Иерусалимского храма при штурме римскими войсками императора Тита и пленение иудеев в Вавилонии при царе Навуходоносоре II. В Ветхом Завете также содержится его текст — «Книга пророка Аввакума».
На иконах пророка обычно изображали со свитком — на нём писали фразы из его Книги. При этом иконописцы использовали специальный шрифт — кириллическую вязь. Слова в таком шрифте сливались в единую строчку, а если оставались свободные пространства, их заполняли вензелями и символами.
#4
Описание иконы
#9
Икона «Пророк Аввакум» была написана во второй половине XVII века мастерами в Каргополе. Его изобразили в тёмно-оливковой рубахе — хитоне и красном гиматии — прямоугольной накидке из шерсти. Гиматий обычно использовали как верхнюю одежду, а чтобы он не распахивался на ветру, в полы вшивали свинцовые шарики.<div><br></div>
Икону писали порошковыми красками на высушенных досках, но древесина со временем могла усыхать или, наоборот, расширяться от сырости. Чтобы рисунок не деформировался, на доски предварительно наклеивали льняную ткань — паволоку, а сверху покрывали несколькими слоями левкаса — смеси мела, клея и масла.
#6
В иконописи изображение ликов и открытых частей тела называли личным письмом. В личном письме использовали охру — эту краску получали из смеси ржавчины и глины. В разных иконописных школах — новгородской, вологодской, московской и других — оттенки охры отличались друг от друга из-за особенностей местных пигментов.
#7
Каргопольские мастера
#8
В Каргополе определённая школа не сформировалась, но были свои особенности. Например, иконы писали не только городские мастера, но и самородки-крестьяне. Из-за этого образы приобретали упрощённый вид, а сюжеты художники выбирали незамысловатые. Церквей на Русском Севере было много, поэтому заказы на иконы поступали часто. В Каргополе иконописцами становились целыми семьями, формировались династии, например род Богдановых-Карбатовских, которые в XVIII веке писали для всего уезда.
Среди известных каргопольских мастеров были также иконописцы, которые в старинных текстах упоминаются как «Пронька да Якунька Федоровы». Однако художники редко подписывали свои работы, поэтому авторство исследователи устанавливали по церковным записям и другим старинным текстам.
Среди известных каргопольских мастеров были также иконописцы, которые в старинных текстах упоминаются как «Пронька да Якунька Федоровы». Однако художники редко подписывали свои работы, поэтому авторство исследователи устанавливали по церковным записям и другим старинным текстам.
#10
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Пророк Аввакум
Время создания
Вторая половина XVII века
Размер
57x63 см
57х63х4 см
57х63х4 см
Техника
Дерево, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться