Советский Союз был многонациональным государством, что сказывалось на принципе формирования воинских соединений. Традиция комплектовать части, батальоны и соединения людьми одной национальности существовала еще до революции, и во время Великой Отечественной войны этот подход себя полностью оправдал.
Национальные воинские формирования обычно имели свои названия, они могли быть небольшими или же масштабными, от взвода до дивизии. Кадровых офицеров для таких частей готовили в специальных учебных заведениях, где одной из дисциплин была культура и традиции той или иной национальности. Примечательно, что в мирное время солдаты из национальных частей проходили службу по месту жительства. Этот принцип в послевоенном Советском Союзе был нарушен, а позже восстановлен, так как национальные воинские формирования доказали свою эффективность.
Тем не менее, в 30-е годы такие формирования стали упраздняться, так как начался процесс уничтожения самобытной культуры народов, входящих в состав СССР. Были расформированы украинские, белорусские, прибалтийские части. К 1938 году не более 2% военнослужащих СССР состояло в национальных воинских подразделениях, а позже был утвержден порядок формирования частей, где национальный признак не учитывался. Наоборот, призывников отправляли служить за пределы того региона, где он родился и вырос.
От этого принципа правительство СССР отказалось перед началом войны: финская кампания показала, насколько важно иметь сплоченную армию, даже если ее объединяют не идеи построения коммунизма, а язык, традиции, культура. Поэтому уже в августе 1941 года по решению Государственного комитета обороны формирование национальных воинских частей было возобновлено.
Так в декабре 1941 года появилась 112-я гвардейская Башкирская кавалерийская ордена Ленина, Краснознаменная, орденов Суворова и Кутузова дивизия. Для ее создания с фронта специально были отозваны офицеры из числа башкир и татар, которые занялись формированием личного состава в Башкирской АССР. Специально для них военное издательство Наркомата обороны СССР в 1941 году издало присягу на башкирском языке. Клятва на верность Родине на родном языке имела глубоко скрытый смысл и особое значение для военнослужащих: за строгими словами присяги скрывалась любовь к своему Отечеству, родному краю, семье и, конечно, нестерпимое желание отомстить врагу.
Национальные воинские формирования обычно имели свои названия, они могли быть небольшими или же масштабными, от взвода до дивизии. Кадровых офицеров для таких частей готовили в специальных учебных заведениях, где одной из дисциплин была культура и традиции той или иной национальности. Примечательно, что в мирное время солдаты из национальных частей проходили службу по месту жительства. Этот принцип в послевоенном Советском Союзе был нарушен, а позже восстановлен, так как национальные воинские формирования доказали свою эффективность.
Тем не менее, в 30-е годы такие формирования стали упраздняться, так как начался процесс уничтожения самобытной культуры народов, входящих в состав СССР. Были расформированы украинские, белорусские, прибалтийские части. К 1938 году не более 2% военнослужащих СССР состояло в национальных воинских подразделениях, а позже был утвержден порядок формирования частей, где национальный признак не учитывался. Наоборот, призывников отправляли служить за пределы того региона, где он родился и вырос.
От этого принципа правительство СССР отказалось перед началом войны: финская кампания показала, насколько важно иметь сплоченную армию, даже если ее объединяют не идеи построения коммунизма, а язык, традиции, культура. Поэтому уже в августе 1941 года по решению Государственного комитета обороны формирование национальных воинских частей было возобновлено.
Так в декабре 1941 года появилась 112-я гвардейская Башкирская кавалерийская ордена Ленина, Краснознаменная, орденов Суворова и Кутузова дивизия. Для ее создания с фронта специально были отозваны офицеры из числа башкир и татар, которые занялись формированием личного состава в Башкирской АССР. Специально для них военное издательство Наркомата обороны СССР в 1941 году издало присягу на башкирском языке. Клятва на верность Родине на родном языке имела глубоко скрытый смысл и особое значение для военнослужащих: за строгими словами присяги скрывалась любовь к своему Отечеству, родному краю, семье и, конечно, нестерпимое желание отомстить врагу.