Размещенные в годы Великой Отечественной войны на территории Башкортостана машиностроительные предприятия совместно с промышленностью республики образовали комплекс заводов. Одесский станкостроительный завод им. Ленина разместился на площадке Стерлитамакской машинно-тракторной станции. Прибывший из Туапсе машиностроительный завод Наркомата нефтяной промышленности вошел в состав Благовещенского завода.
Благодаря самоотверженному труду, инженеры и рабочие в короткий срок создали крупнейшее в Советском Союзе машиностроительное производство. Всего за несколько месяцев смонтировали и ввели в эксплуатацию предприятия по созданию аппаратуры слабого тока, сборке станков, развернули строительство трех заводов бурового оборудования.
Уфимский моторостроительный завод (ныне ОДК — Уфимское моторостроительное производственное объединение), производивший двигатели для комбайнов, стал площадкой для нескольких авиастроительных предприятий из Рыбинска, Москвы, Ленинграда. Его возведение началось за десять лет до войны, и уже спустя четыре года здесь изготовили первые двигатели для сельскохозяйственной техники. В 1940 году завод планировал заработать в полную силу, но был отдан Народному комиссариату, управляющему советским авиастроением.
В военное время на Уфимском моторном заводе производили авиационные двигатели М-13 и ВК-105 конструкции Климова, выпуская в день по 50-60 агрегатов. За четыре военных года завод произвел более пятидесяти тысяч авиационных двигателей. Инженеры и рабочие предприятия освоили выпуск агрегатов для бомбардировщиков Пе-2, истребителей Як-3, Як-7 и Як-9.
Размещение оборудования для производства авиатехники на территории Уфимского моторного завода проходило в условиях суровой зимы 1941–1942 годов. Но невзирая на сильный мороз, рабочие возвели 11 производственных корпусов, проложили 42 километра железнодорожных путей, построили депо и помещения для транспорта. На строительство стратегически важного для страны производства прибыли 6600 человек. Для размещения рабочих были возведены 127 домов и бараков, разбиты 2 палаточных городка.
Значение Уфимского моторного завода для победы в Великой Отечественной войне трудно переоценить, поскольку каждый третий советский самолет оснащался его двигателями, а Як-9У с мотором УМЗ был признан самым скоростным истребителем времен ВОВ.
Благодаря самоотверженному труду, инженеры и рабочие в короткий срок создали крупнейшее в Советском Союзе машиностроительное производство. Всего за несколько месяцев смонтировали и ввели в эксплуатацию предприятия по созданию аппаратуры слабого тока, сборке станков, развернули строительство трех заводов бурового оборудования.
Уфимский моторостроительный завод (ныне ОДК — Уфимское моторостроительное производственное объединение), производивший двигатели для комбайнов, стал площадкой для нескольких авиастроительных предприятий из Рыбинска, Москвы, Ленинграда. Его возведение началось за десять лет до войны, и уже спустя четыре года здесь изготовили первые двигатели для сельскохозяйственной техники. В 1940 году завод планировал заработать в полную силу, но был отдан Народному комиссариату, управляющему советским авиастроением.
В военное время на Уфимском моторном заводе производили авиационные двигатели М-13 и ВК-105 конструкции Климова, выпуская в день по 50-60 агрегатов. За четыре военных года завод произвел более пятидесяти тысяч авиационных двигателей. Инженеры и рабочие предприятия освоили выпуск агрегатов для бомбардировщиков Пе-2, истребителей Як-3, Як-7 и Як-9.
Размещение оборудования для производства авиатехники на территории Уфимского моторного завода проходило в условиях суровой зимы 1941–1942 годов. Но невзирая на сильный мороз, рабочие возвели 11 производственных корпусов, проложили 42 километра железнодорожных путей, построили депо и помещения для транспорта. На строительство стратегически важного для страны производства прибыли 6600 человек. Для размещения рабочих были возведены 127 домов и бараков, разбиты 2 палаточных городка.
Значение Уфимского моторного завода для победы в Великой Отечественной войне трудно переоценить, поскольку каждый третий советский самолет оснащался его двигателями, а Як-9У с мотором УМЗ был признан самым скоростным истребителем времен ВОВ.