Примус — это бесфитильный нагревательный прибор, который работал на жидком топливе — бензине или керосине. Он был изобретен в 1892 году шведским инженером Францем Вильгельмом Линдквистом. До открытия собственной компании он работал механиком в стокгольмской компании Separator.
Со временем изобретение попало и в Россию. Их производством занимались, среди прочих, различные машиностроительные заводы. Примус из коллекции музея был изготовлен на московском заводе «Искра».
В 1925 году газета «Известия» напечатала инструкцию по обращению с прибором: «Примус рассчитан на применение керосина, поэтому не пользуйтесь бензином и, в особенности, смесью керосина и бензина. Если горелка примуса засорена, то может произойти взрыв, содержите горелки в чистоте и почаще прочищайте их».
В СССР примус массово распространился в 1920-х годах. Это было вызвано появлением большого числа коммунальных квартир, многоэтажных домов, где отсутствовали и русские печи, и плиты английского типа. Порой в московских и ленинградских коммуналках на кухне действовали сразу восемь примусов.
Этот прибор помогал вскипятить воду, приготовить практически всю пищу, которая требовала варки или жарки. Проблемой при готовке было то, что огонь примуса практически не поддавался регулированию, был интенсивным и располагался близко ко дну нагреваемой посуды. Кроме того, примус запрещалось использовать непрерывно больше полутора часов: мог произойти взрыв.
С распространением примуса появились также кулинарные книги нового формата, приспособленные под приборы: «Кухня на плите и на примусе», «Спутник домашней хозяйки. 1000 кулинарных рецептов с указанием, как готовить на примусе».
Использовались примусы и советскими туристами, небольшой вес позволял легко транспортировать их на мотоциклах. Советские граждане продолжали применять примусы на кухнях вплоть до 1960-х годов, когда их постепенно стали вытеснять газовые приборы. При этом туристические примусы своего значения не потеряли, их по-прежнему производят. Сейчас производители рекомендуют заливать в горелки бензин с октановым числом не ниже А92.
Со временем изобретение попало и в Россию. Их производством занимались, среди прочих, различные машиностроительные заводы. Примус из коллекции музея был изготовлен на московском заводе «Искра».
В 1925 году газета «Известия» напечатала инструкцию по обращению с прибором: «Примус рассчитан на применение керосина, поэтому не пользуйтесь бензином и, в особенности, смесью керосина и бензина. Если горелка примуса засорена, то может произойти взрыв, содержите горелки в чистоте и почаще прочищайте их».
В СССР примус массово распространился в 1920-х годах. Это было вызвано появлением большого числа коммунальных квартир, многоэтажных домов, где отсутствовали и русские печи, и плиты английского типа. Порой в московских и ленинградских коммуналках на кухне действовали сразу восемь примусов.
Этот прибор помогал вскипятить воду, приготовить практически всю пищу, которая требовала варки или жарки. Проблемой при готовке было то, что огонь примуса практически не поддавался регулированию, был интенсивным и располагался близко ко дну нагреваемой посуды. Кроме того, примус запрещалось использовать непрерывно больше полутора часов: мог произойти взрыв.
С распространением примуса появились также кулинарные книги нового формата, приспособленные под приборы: «Кухня на плите и на примусе», «Спутник домашней хозяйки. 1000 кулинарных рецептов с указанием, как готовить на примусе».
Использовались примусы и советскими туристами, небольшой вес позволял легко транспортировать их на мотоциклах. Советские граждане продолжали применять примусы на кухнях вплоть до 1960-х годов, когда их постепенно стали вытеснять газовые приборы. При этом туристические примусы своего значения не потеряли, их по-прежнему производят. Сейчас производители рекомендуют заливать в горелки бензин с октановым числом не ниже А92.