Копия
В центре композиции изображен отрок Христос, сидящий на ступенчатом возвышении Иерусалимского храма. В правой руке Он держит свернутый свиток. Справа и слева от Христа изображены учителя. Архитектурный фон композиции символизирует интерьер Иерусалимского храма.
Исследователь Ольга Владимировна Лелекова соотносит «Преполовение» с «третьим» художником успенского иконостаса — автором «страстных» икон праздничного ряда, — определяя его как московского мастера. Для его произведений характерны простые грузные архитектурные формы, большие пространства фонов, а также добавление в красочные смеси киновари. Особенностью почерка иконописца является довольно свободное обращение с рисунком, корректирование его в процессе работы.
Название праздника Преполовение заимствовано из Евангелия. В этот день церковь прославляет особенное учение о таинственной воде, под которой подразумевается благодатное учение Христово и животворящие дары Святого Духа. В этот день в храмах, а иногда на колодцах и реках, совершается малое водоосвящение.
Икона реставрирована в 1968 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации Г. З. Быковой.