Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Монастыри Каргополья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Преподобный Александр Ошевенский

Время создания
конец XVIII века
Место создания
Российская империя, Каргопольский уезд
Размер
91,5x69,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
0
Открыть в приложении
#1

В XVII столетии в русской иконописи появился особый жанр — так называемые иконы основания. Святые на них предстают вместе с основанными ими обителями. Как правило, такие образы делали небольшими по размеру и предназначали на раздачу паломникам; однако известны и крупные образцы.

Один из наиболее распространенных изводов образа святого Александра Ошевенского относится именно к «иконам основания». О популярности сюжета говорит тот факт, что в конце XVII столетия его даже перенесли на доску для печати гравюр.

Несмотря на некоторую условность исполнения, мастера стремились в точности передавать архитектуру и планировку ансамблей, фиксировали изменения в перестройках. Произведения этого типа становятся надежной базой при реконструкции древних монастырей.

Наглядным примером могут служить иконы Александра Ошевенского, созданные в XVII, XVIII и XIX веках. На наиболее ранних виден полностью деревянный ансамбль с двумя шатровыми храмами и колокольней за бревенчатыми стенами. Затем здания постепенно меняются на каменные: появляется новый пятиглавый собор, надвратная церковь, стены и хозяйственные постройки. Представленная икона написана в тот период, когда Ошевенский монастырь был окончательно отстроен в камне.

Узнаваемости обители не мешает и условность пространства: храм «наезжает» на северную часть каменной ограды, схематично изображены большое дерево на монастырском дворе, колодец с журавлем, каменная водосборная чаша.

Фигура преподобного Александра справа от монастыря подчеркнуто монументальна. Святой держит свиток со словами своего предсмертного наставления братии. Зачин «Не скорбите убо братия…» восходит к завещанию Кирилла Белозерского, которого преподобный Александр почитал своим духовным покровителем. Такой текст характерен для иконографии всех русских преподобных, при этом не имеет значения, имело ли место предсмертное наставление и звучало оно так или иначе.

На момент создания этой иконы традиция северной иконописи постепенно затухала. В личном письме еще заметны отголоски стиля, характерного для артели Ивана Ивановича Богданова-Карбатовского. Но общая упрощенность, плоскостность изображения, резкие сочетания цветов указывают на другую школу, близкую к народной.

#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Преподобный Александр Ошевенский

Время создания
конец XVIII века
Место создания
Российская империя, Каргопольский уезд
Размер
91,5x69,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%