Пояс шамана — ямха, — представленный в экспозиции музея, был изготовлен Александрой Егоровной Тумали в первой половине XX века. Этот предмет состоит из двух ярусов, узкого и широкого. Первый, ленточный, мастерица выполнила из черного сукна, второй — из светлой плотной ткани, а для оборотной стороны выбрала холщовую ткань.
Ко второму ярусу на узких кожаных ремешках, продетых внутрь пояса, она прикрепила металлические предметы: медные и бронзовые бубенцы, колокольчики, подвески кумпэ, а также зеркало толи с маленьким ушком и рельефными украшениями по поверхности. К верхнему узкому ярусу пояса автор прикрепила бронзовые фигурные нашивки.
Металлические детали пояса окислились, у двух бронзовых бубенчиков утратились металлические части, на двух бронзовых зеркалах оказались утрачены боковые кромки, ткань потерлась, в левом нижнем углу проступили следы плесени, а на металлических деталях — следы ржавчины.
Пояс ямха обычно состоял из широкого ремня, к которому пришивались железные элементы — кангора-ямха. Ремень омол-ямха изготавливали обычно из кожи лося, металлические детали чаще всего имели вид конусов и ковались самим шаманом. Каждый конус подвешивался на особом кольце, который пришивался к ремню. Таких железных конусов могло быть от 13 до 31.
Кроме полых конусов, на пояс привязывали и металлические подвески. Таким образом, вес всего изделия мог достигать пяти-восьми килограммов. Во всех шаманских традициях по важности своей роли в ритуале пояс уступает только шаманскому бубну и колотушке. Во время камлания — шаманского ритуала — пояс позволял шумом отогнать злых духов, которые мешали шаману в его странствиях и в поисках души больного.