Потир — богослужебный сосуд в виде глубокой чаши на высокой ножке с круглым основанием, предназначенный для освящения церковного вина. Потир являет собой образ чаши, переданной Иисусом Христом на Тайной вечере своим ученикам — Апостолам, и воплощает чашу Его страданий за грехи мира.
Потир
Время создания
1687 год
Размер
16x28x16 см
Техника
серебро, эмаль, чеканка, гравировка, золочение, живопись по эмали
Коллекция
1
Открыть в приложении #2
#3
В 1692 году дворянин Семен Тимофеевич Риморев сделал богатый вклад в Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь в вечное поминовение боярина Ивана Михайловича Милославского (1635 — 1685), родственника первой супруги царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской, приближенного царя Федора Алексеевича, сторонника царевны Софии Алексеевны. Один из даров — серебряный потир, выполненный в новой для своего времени и очень дорогостоящей технике наложения эмали по чеканному рельефу и живописи по эмали.
#6
На гладком корпусе потира закреплен прорезной чеканный чехол — «рубашка». Его сложный декор дополнен вставками овальной формы —
четырьмя дробницами с поясными изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и Голгофским крестом, покрытыми цветной эмалью по чеканному рельефу. Между дробницами — чеканные же фигуры херувимов над кулисами с листвой и гранатами.
На венце чаши имеется резная надпись: «ПИИТЕ ОТ НЕЯ СИЯ ЕСТЬ КРОВЬ МОЯ НОВАГО ЗАВЕТА ЯЖЕ ЗА ВЫ И ЗА МНОГЫ ИЗЛИВАЕМАГО ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВЪ».
Стоян (ножка) потира — фигурный, верхняя часть «яблока» (округлое утолщение на ножке) расписана по эмали «травным», то есть растительным узором. Поддон чаши украшен шестью овальными медальонами, выполненными в технике живописи по эмали. На них изображены сюжеты страстного евангельского цикла — последней недели земной жизни Христа: Моление о чаше, Лобзание Иуды, Бичевание Христа, Несение креста, Распятие, Снятие с креста. Основные тона эмалевой живописи — изумрудно-зеленый, голубой, синий, розовый, бледно-желтый, белый.
На нижнем крае поддона в трех медальонах содержится гравированная вкладная запись: «ПОСТРОЕН СЕЙ С (ВЯ)ТЫЙ ПОТИРЬ ПО БОЯРИНЕ ИВАНЕ МИХАЙЛОВИЧЕ МИЛОСЛАВСКОМЪ В ВЕЧНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ».
#8
Эмаль по рельефу является одной из самых сложных техник в эмальерном деле. В России его начали применять лишь во второй половине XVII века, однако уже в конце столетия отечественное эмальерное искусство достигло небывалого расцвета.
Технология требует высокого мастерства.
Технология требует высокого мастерства.
На объемные участки поверхности изделия ровным слоем наносится густая эмалевая масса, затем его помещают в печь и выдерживают до момента, когда эмаль начинает растекаться по поверхности. Покрытие высоких чеканных рельефов осложнено тем, что при обжиге эмаль не удерживается на выпуклых участках поверхности предмета — стекает или выгорает. Если образуются участки оголившегося металла или трещины в покрытии, на них наносится новый слой эмалевой массы, после чего обжиг повторяется. Строгая последовательность обжига в режиме от тугоплавких к легкоплавким эмалям, а также применение качественных эмалевых сплавов являются важным условием работы в технике эмали по рельефу.
#9
Архангельский краеведческий музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Потир
Время создания
1687 год
Размер
16x28x16 см
Техника
серебро, эмаль, чеканка, гравировка, золочение, живопись по эмали
Коллекция
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться