Среди старинных женских головных уборов, популярных у татарского народа, особое место всегда занимал калфак. Без калфака, роскошно украшенного вышивкой, бисером, нитями из чистого золота и серебра, традиционный национальный костюм не мог считаться полным.
Калфак
Время создания
начало ХX века
Место создания
Неизвестно
Размер
14x11,5 см
14 см (высота), 11,5 см (ширина)
14 см (высота), 11,5 см (ширина)
Техника
шитье, бархат, белый бисер
2
Открыть в приложении#1
Калфак — древний женский татарский головной убор. Энже калфак (Калфак с бисером)
#2
#7
Калфак, расшитый бисером, назывался «энже калфак». Этим древним головным убором пользовались практически все татарские подгруппы. Некоторые изысканные модели сохранились даже у татар-кряшен.
#8
О том, какое значение татары придавали калфаку, писал известный специалист по татарской истории, этнограф и педагог Николай Воробьев. В 1953 году он опубликовал фундаментальное исследование «Казанские татары», где подробно остановился на истории этого головного убора, описал его внешний вид и правила, по которым его носили татарские женщины.
#9
В старину наиболее распространенными были небольшие калфаки, изготовленные из мягкого трикотажа или связанные из шерстяных нитей. Как правило, они были белыми, покрывали всю голову. Изначально этот головной убор не только служил красивым дополнением к костюму, но и, согласно поверьям, защищал владелицу от злых духов.
#10
Позднее популярность приобрели большие бархатные калфаки. Их украшали бахромой до плеч и золотошвейными узорами. В середине XIX века дизайн убора изменился: тяжелые кисти исчезли, а сам калфак снова стал меньше и потому — изящнее. По традиции, женщины покрывали его платком или косынкой.
#11
В начале ХХ века в национальный татарский костюм проникло множество европейских элементов. Традиционный калфак, впрочем, из обихода не исчез: он демонстрировал принадлежность владелицы к татарскому роду.
#12
Этот головной убор изготавливали согласно строгим правилам. Орнаменты наносили на ткань цветным или белым бисером. В основе узоров лежали природные образы, чаще всего — растения. Например, считалось, что изображения рябины, шиповника и можжевельника приносят счастье. Розы вышивали, чтобы привлечь любовь и сохранить красоту. А тюльпан, который часто появлялся в татарской вышивке, служил символом возрождения.
#13
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Калфак
Время создания
начало ХX века
Место создания
Неизвестно
Размер
14x11,5 см
14 см (высота), 11,5 см (ширина)
14 см (высота), 11,5 см (ширина)
Техника
шитье, бархат, белый бисер
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться