Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Природа и история Дюртюлинского края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Чулпа

Время создания
начало ХХ века
Место создания
неизвестно
Размер
15,5x4 см
ширина - 4 см, высота - 15,5 см
Техника
скань, штамповка
5
Открыть в приложении
#1
Женское накосное украшение «чулпа»
#5
Одним из самых распространенных ремесел у татар было изготовление ювелирных украшений. Мастера искусно работали с золотом и серебром, медью и другими металлами. В татарских селениях, как правило, ювелирным делом занимались в свободное от сельскохозяйственных работ время. Чаще всего родственники-умельцы объединялись в своеобразные артели и изготавливали украшения вместе: один мастер создавал конструкцию изделия, другие его декорировали, третьи полировали.
#8
Зимой ювелиры уходили на заработки в соседние и отдаленные области, в том числе в Башкирию, Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Из-за этого татарские ювелирные украшения распространялись по другим регионам, где быстро становились востребованным и популярным товаром. Так, казахские, узбекские и башкирские женщины полюбили традиционные татарские чулпы.
#9
Чулпа, представленная в экспозиции музея, — это старинное накосное украшение. В прошлые века женщины вплетали такие подвески в волосы, подобно лентам, с помощью особой тесьмы. При ходьбе чулпы, соприкасаясь друг с другом, издавали приятный звон. Считалось, что эти звуки отпугивают злых духов.
#10
Как правило, одна чулпа состояла из нескольких разновеликих блях. Они могли быть скаными (филигранными), литыми или гравированными. Дополнительно накосники украшали системой подвесок, которую изготавливали из бляшек меньшего размера или монет.
#11
Формы этого украшения варьировались от звездчатых до вазообразных. Традиционно плоскосканые накосники изготавливали в лопастной форме. Гораздо реже встречались полностью гравированные чулпы.
#12
Большое значение имело, сколько блях входило в состав украшения и какими способами они были скреплены между собой. Так, существовали накосники из двух или трех блях, а иногда число элементов в одной чулпе могло доходить до шести и даже девяти. Массивные части украшения соединяли между собой особым способом — «коромыслицем»: бляхи в два или три ряда крепили одновременно к двум косам. Декором накосников нередко служили изысканные композиции из монет и крупные самоцветы в металлической оправе.
#13
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Чулпа

Время создания
начало ХХ века
Место создания
неизвестно
Размер
15,5x4 см
ширина - 4 см, высота - 15,5 см
Техника
скань, штамповка
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%