Фёдор Достоевский умер 28 января 1881 года на 60-м году жизни от лёгочного кровотечения. Только что была закончена первая часть романа «Братья Карамазовы», у писателя было много творческих планов, задумок. «Всё только ещё начинается», — написал Достоевский за 50 дней до смерти. Но судьба распорядилась иначе.
Посмертная маска Достоевского из белого гипса была снята с оригинала, выполненного скульптором Леопольдом Бернштамом.
Анна Достоевская, вторая жена писателя, писала в своих «Воспоминаниях»: «Я забыла упомянуть, что на другой день после кончины мужа в числе множества лиц, нас посетивших, был знаменитый художник И. Н. Крамской. Он по собственному желанию захотел нарисовать портрет с усопшего в натуральную величину и исполнил свою работу с громадным талантом. На этом портрете Федор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни. Кроме И. Н. Крамского, было несколько художников, фотографов и рисовавших и снимавших с усопшего портреты для иллюстрированных изданий. Посетил нас знаменитый ныне скульптор Леопольд Бернштам, тогда еще никому не известный, и снял с лица моего мужа маску, благодаря которой имел потом возможность сделать поразительно похожий его бюст».
Из книги Сергея Бернштама «Леопольд Бернштам. Его жизнь и его произведения»: «Это был 1881 год. Бернштам готовился отправиться к автору „Преступления и наказания“, который уже назначил свидание, чтобы позировать, когда кто-то позвонил.… Это был Григорович, который пришёл объявить ему о внезапной смерти великого человека. Бернштам был очень потрясён… Бернштам отформовал посмертную маску Достоевского, с неё сделал очень похожий бюст, который писатель Буренин хвалил в „Новом времени“, самом значительном органе России. Со всех сторон расточали похвалы молодому скульптору… Третьяков П. М. купил этот бюст в бронзе, за который Бернштам получил в Академии художеств, где он был выставлен, большую медаль».
Посмертная маска Достоевского из белого гипса была снята с оригинала, выполненного скульптором Леопольдом Бернштамом.
Известный российский скульптор-портретист Леопольд Бернштам (1859-1939) собирался вылепить бюст Достоевского ещё при жизни писателя. Друг Достоевского, писатель Дмитрий Григорович, просил его дать на это своё согласие в письме к нему от 6 ноября 1880 года, а также в письме к Анне Григорьевне от 20 января 1881 года.
Анна Достоевская, вторая жена писателя, писала в своих «Воспоминаниях»: «Я забыла упомянуть, что на другой день после кончины мужа в числе множества лиц, нас посетивших, был знаменитый художник И. Н. Крамской. Он по собственному желанию захотел нарисовать портрет с усопшего в натуральную величину и исполнил свою работу с громадным талантом. На этом портрете Федор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни. Кроме И. Н. Крамского, было несколько художников, фотографов и рисовавших и снимавших с усопшего портреты для иллюстрированных изданий. Посетил нас знаменитый ныне скульптор Леопольд Бернштам, тогда еще никому не известный, и снял с лица моего мужа маску, благодаря которой имел потом возможность сделать поразительно похожий его бюст».
Из книги Сергея Бернштама «Леопольд Бернштам. Его жизнь и его произведения»: «Это был 1881 год. Бернштам готовился отправиться к автору „Преступления и наказания“, который уже назначил свидание, чтобы позировать, когда кто-то позвонил.… Это был Григорович, который пришёл объявить ему о внезапной смерти великого человека. Бернштам был очень потрясён… Бернштам отформовал посмертную маску Достоевского, с неё сделал очень похожий бюст, который писатель Буренин хвалил в „Новом времени“, самом значительном органе России. Со всех сторон расточали похвалы молодому скульптору… Третьяков П. М. купил этот бюст в бронзе, за который Бернштам получил в Академии художеств, где он был выставлен, большую медаль».