Николая Васильевича Орлова называют одним из подлинно народных художников русской деревни конца XIX — начала XX века. Картины художника-передвижника находятся в ряде крупнейших музеев страны: Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном музее современной истории России, Государственном историческом музее и ряде других.
Николай Васильевич Орлов родился в 1863 году в селе Буйцы Епифанского уезда Тульской губернии. Основной темой творчества Николая Васильевича Орлова было изображение тяжелой жизни крестьянства, которую он знал не понаслышке, наблюдая ее с детства. Николай Орлов проявлял большой интерес к рисованию, и когда ему исполнилось 13 лет, брат его матери, иконописец, взял подростка к себе в мастерскую учеником.
В 1882–1892 годах Николай Васильевич Орлов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали известные художники Владимир Егорович Маковский, Василий Дмитриевич Поленов, Сергей Алексеевич Коровин. От них он перенял традиции передвижничества, а позже, в 1894 году, сам стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Тематика картин молодого живописца была близка Льву Николаевичу Толстому. В предисловии к альбому «Русские мужики. Картины художника Н. Орлова» Лев Толстой написал: «Орлов — мой любимый художник, а любимый он мой художник потому, что предмет его картин — мой любимый предмет. Предмет этот — это русский народ».
Семь репродукций произведений Николая Орлова знаменитый писатель повесил в своем рабочем кабинете в усадьбе «Ясная Поляна». В 1913 году судьба привела уже немолодого, сложившегося художника в Липецк, где он получил место учителя рисования в женской гимназии, в которой проработал шесть лет.
В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, Орлов критически оценивал политические события и не был склонен прославлять ратные подвиги русских солдат и призывать сражаться за «веру, царя и Отечество».
К липецкому периоду творчества Орлова относится картина «Портрет военного» («Проклятый 1914 год»). Он изобразил человека с университетским образованием (судя по нагрудному знаку), которого призвали в армию. Суровый взгляд, подтянутая фигура младшего офицера свидетельствуют о готовности выполнить гражданский долг. Прообразом героя этой картины послужил один из липецких знакомых художника.
Николай Васильевич Орлов родился в 1863 году в селе Буйцы Епифанского уезда Тульской губернии. Основной темой творчества Николая Васильевича Орлова было изображение тяжелой жизни крестьянства, которую он знал не понаслышке, наблюдая ее с детства. Николай Орлов проявлял большой интерес к рисованию, и когда ему исполнилось 13 лет, брат его матери, иконописец, взял подростка к себе в мастерскую учеником.
В 1882–1892 годах Николай Васильевич Орлов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали известные художники Владимир Егорович Маковский, Василий Дмитриевич Поленов, Сергей Алексеевич Коровин. От них он перенял традиции передвижничества, а позже, в 1894 году, сам стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Тематика картин молодого живописца была близка Льву Николаевичу Толстому. В предисловии к альбому «Русские мужики. Картины художника Н. Орлова» Лев Толстой написал: «Орлов — мой любимый художник, а любимый он мой художник потому, что предмет его картин — мой любимый предмет. Предмет этот — это русский народ».
Семь репродукций произведений Николая Орлова знаменитый писатель повесил в своем рабочем кабинете в усадьбе «Ясная Поляна». В 1913 году судьба привела уже немолодого, сложившегося художника в Липецк, где он получил место учителя рисования в женской гимназии, в которой проработал шесть лет.
В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, Орлов критически оценивал политические события и не был склонен прославлять ратные подвиги русских солдат и призывать сражаться за «веру, царя и Отечество».
К липецкому периоду творчества Орлова относится картина «Портрет военного» («Проклятый 1914 год»). Он изобразил человека с университетским образованием (судя по нагрудному знаку), которого призвали в армию. Суровый взгляд, подтянутая фигура младшего офицера свидетельствуют о готовности выполнить гражданский долг. Прообразом героя этой картины послужил один из липецких знакомых художника.