Эта ранее неизвестная картина была написана Тимофеем Андреевичем Неффом (1804–1876), придворным художником Николая I и Александра II, автором многочисленных портретов представителей великосветского общества.
На холсте изображена дама, на которую возложены знаки ордена Св. Екатерины I степени — это красная с серебряной каймой лента, которую носили через правое плечо, и восьмиконечная звезда на левой стороне груди с помещенным на ней орденским девизом: «За любовь и отечество». Знаки ордена Большого креста, или высшей степени, имели право носить «принцессы царской (императорской) крови, „сколько есть“, а также за особые заслуги, в том числе, просветительские, дамы дворянского происхождения». Всего за 200 лет существования ордена, высшей степенью было награждено 310 человек.
Следующие атрибуты портрета — изображенные на женщине украшения, исключительные по своему богатству, художественным достоинствам, величине и количеству в них драгоценных камней. Перечисленные аксессуары и период создания портрета позволили установить, что на картине изображена великая княгиня Анна Павловна, младшая дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. В 1816 году двадцатилетняя Анна вступила в брак с нидерландским наследным принцем Оранским (с 1840 года королем Виллемом II). В 1840–1849 годах Анна Павловна была королевой Нидерландов и великой герцогиней Люксембурга.
В Российском государственном историческом архиве сохранился «Реестр приданным вещам, принадлежащим Ея Императорскому Высочеству Государыне Великой Княгине Анне Павловне» 1816 года. Из бриллиантовых «вещей» указан и «убор бриллиантовый с рубинами», который по-видимому изображен на картине.
Портрет был написан Неффом в 1855–1856 годах во время приезда шестидесятилетней вдовствующей королевы Нидерландов в Россию. Анна посетила Москву и Петербург, где познакомилась со многими молодыми членами императорской семьи. Вернувшись из России, она поселилась в королевском дворце Сустдейк, который ей подарил муж. Там она провела свои последние годы.