В Ирбитском музее представлен портрет Шарля Бодлера, созданный Эдуардом Мане в 1865 году. Эдуард Мане — революционер в мире живописи, чьи новаторские идеи перевернули традиционные представления об искусстве. Отказавшись от академических канонов, он разработал уникальный стиль, сочетающий элементы реализма со смелыми живописными экспериментами. Его работы, такие как «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), бросили вызов общественным нормам.
Эдуард Мане проявил себя не только как новатор живописи, но и как выдающийся мастер офорта, значительно обогативший эту технику графики. Его офорты, созданные преимущественно в 1860-е годы, демонстрируют ту же смелость и современность подхода, что и живописные работы. Особенно интересны его эксперименты с акватинтой, которые позволили создавать сложные тональные переходы — этот прием он использовал в иллюстрациях к «Вороне» Эдгара По (1875). Мане часто возвращался к офорту, чтобы по-новому интерпретировать свои живописные композиции.
Дружба Мане и Бодлера началась в 1860-х годах после знакомства у общего приятеля. Несмотря на разницу в возрасте (Мане было около тридцати, Бодлеру — почти сорок), они сразу прониклись взаимной симпатией. Поэта привлекали не только страстность Мане, но и его безупречные манеры: благородство, неприятие вульгарности и неряшливости, столь характерных для богемной среды.
Творческое созвучие между ними было поразительным. Действительно, почти каждое полотно художника, созданное в этот период, соответствовало бодлеровскому видению. Многие работы Мане отражали эстетику Бодлера — его призыв к «современности видения» и отказу от условных идеалов в пользу правды жизни. В свою очередь, Бодлер высоко ценил дарование Мане: