После завершения обучения Мане обосновался в своей художественной студии. Его работы того времени отличали широкие мазки, стремление к простоте деталей и минимуму промежуточных оттенков. Молодой художник позаимствовал манеру и темную цветовую гамму у реалиста Густава Курбе, когда писал своего «Любителя абсента», который был отвергнут оскорбленными членами жюри Парижского салона в 1859 году. Однако через два года портреты его отца и матери все же были приняты, но встретили неодобрение критики.
На заре художественной карьеры Мане привлекали актуальные сюжеты из окружающей его жизни. Он изображал современников, завсегдатаев кафе и баров, певцов. Религиозные и мифологические сюжеты, напротив, его интересовали мало, и таких работ художник создал немного.
Этот шаг был провокационным для сложившихся художественных традиций той эпохи. Намеренный отход Мане от написания античных богов, героев и знаковых исторических персон был воспринят публикой как низвержение идеалов до уровня обычных людей, которых предпочитал художник. Его грубоватый широкий мазок также вызвал настоящую волну критики. Однако именно благодаря этой шумихе имя художника быстро обрело известность.
В 1863 году Мане написал «Завтрак на траве» и «Олимпию». Первая картина была представлена в том же году в Салоне отверженных и даже там встречена с неодобрением, а вторая — уже в Парижском салоне в 1865 году. Мане приобрел репутацию бунтаря, бросающего вызов морали, общественным устоям и традициям живописи. Но именно тогда появились его первые почитатели, в числе которых были писатель Эмиль Золя и школьный друг Антонен Пруст.
В число последователей и будущих друзей Мане вошла целая плеяда импрессионистов: Поль Сезанн, Клод Моне, Поль Гоген и Густав Курбе, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Камиль Писсарро. При этом Мане не воспринимал свое творчество в контексте импрессионизма и даже намеренно не участвовал в совместных выставках с художниками этого направления — его целью оставался Парижский салон. Вновь отвергнутый жюри в 1867 году, Мане организовал выставку своих работ на собственные средства.
Друзья-импрессионисты, однако, также оказали на влияние на творческий метод Мане, который с 1870-х годов стал меняться. Вслед за ними он перешел к более светлой палитре и основе, на которую легче ложились его знаменитые густые мазки. Художник начал писать на пленэре, хотя по-прежнему предпочитал работу в студии.