Портрет Шарлотты Кристины Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1694 — 1715) — самое раннее произведение в музейной коллекции русского искусства XVIII века. Он был создан неизвестным польским художником в 1700–1710-х годах. Автор изобразил на нём жену цесаревича Алексея, сына Петра I.
#1
Неизвестен
Портрет Шарлотты Кристины Софии
#2
#3
Шарлотта Кристина была первой иноземной принцессой в России. Со времен Петра I члены императорской семьи начали заключать международные браки, которые служили «политическим инструментом» и устанавливали крепкую связь между правящими династиями двух стран.
Инициатором брака цесаревича Алексея и Шарлотты Кристины был польский король. Российская сторона посчитала это выгодной сделкой — невеста была родственницей королевы Пруссии Елизаветы Кристины и эрцгерцогини Австрии Марии Терезии. Таким образом Петр I хотел заручиться поддержкой Австрии в будущей войне с турками.
#4
Портрет был написан незадолго до свадьбы, предположительно — одним из польских придворных художников. На портрете Шарлотте Кристине не более 15 лет. Исследователи считают, что это изображение наиболее точно отображает внешность героини.
#5
Светлая фарфоровая кожа Шарлотты Кристины резко выделяется на темном фоне. Художник изобразил её в золотом парчовом платье и красной горностаевой накидке. В белые напудренные волосы невесты вплетены голубые ленты. Большие карие глаза принцессы смотрят прямо на зрителей, а густо нарумяненные щеки и яркие губы соответствуют моде того времени.
#6
С помощью приглушенных темных оттенков художник создает цветовой колорит картины. Для прорисовки плоского фона живописец использовал черный, а для одежды Шарлотты Кристины — оттенки красного, синего и золотого. Контраст яркого платье модели и темного задника усиливает живость и молодость девичьего образа.
Автор построил портрет по традиционной схеме: овал, который вписан в четырехугольник, поясное изображение и разворот головы в три четверти. Картину относят к жанру парадного портрета, главная цель которого — подчеркнуть высокое положение модели в обществе.
#7
Однако здесь художник отказался от идеализации, которая была характерна для парадного портрета. Он создал живой и искренний образ юной девушки и показал характер принцессы, ее непосредственность и некоторую взбалмошность.
#8
Портрет поступил в Радищевский музей в 1920 году из Саратовского музейного фонда.
#9
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет Шарлотты Кристины Софии
Размер
89x69 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться