Композитор, пианист, педагог и музыкальный исследователь, Фейнберг во всех перечисленных областях музыкального искусства сказал свое новаторское слово. Александр Гольденвейзер начал заниматься с Самуилом Фейнбергом, когда последнему исполнилось 14 лет. Между ними завязались близкие дружеские отношения, продлившиеся более полувека.
Самуил стал первым большим педагогическим достижением молодого профессора. В педагогике Гольденвейзер основное внимание уделял классике. У него Фейнберг проходил произведения Баха, Моцарта, Бетховена. Гольденвейзер одобрил интерес ученика к сочинению музыки и посоветовал ему начать серьезные занятия композицией. После окончания консерватории молодой пианист совершает две кратковременные гастрольные поездки за границу, в Берлин и Вену, и они оказали большое влияние на его творчество. В это же время начинается и его деятельность в качестве композитора, он пишет романсы на стихи известных поэтов.
Перерыв в музыкальной карьере успешного пианиста наступил в 1914 году, с началом Первой мировой войны: его призвали на фронт простым солдатом. Обо всех переживаниях и сомнениях Фейнберг писал своему близкому другу Александру Гольденвейзеру. Оправившись от ужасов войны, Самуил Евгеньевич стал постепенно возвращаться к концертной деятельности, которая отличалась необычайной широтой репертуара и разнообразием программ.
В 1922 году в Московской консерватории начинается педагогическая деятельность Фейнберга. В преподавательской деятельности Самуил Фейнберг тоже достигает блестящих результатов. Многие его ученики становятся лауреатами всесоюзных и международных конкурсов.
Постановление ЦК КПСС о формализме в музыке не обошло стороной деятельность выдающегося пианиста. Его 3-й фортепианный концерт был заклеймен как формалистическое сочинение, отличающееся «разорванностью мышления, декадентскими преувеличениями в области формы и языка, абстрактностью, зашифрованностью содержания, далекого от живых конкретных образов советской современности». Эти обвинения повлекли за собой определенные ограничения и даже лишили музыканта возможности концертировать и записываться. Фейнберг не мог отказаться от своего творчества, поэтому его имя на долгое время было забыто. Он выступал в камерных ансамблях и написал ряд трудов. Возрождение интереса к творчеству Самуила Фейнберга началось только в 90-е годы ХХ века.