Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Томский областной художественный музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет ростовского купца И.М. Плешанова

Время создания
первая половина XIX века
Размер
68x55,5 см
Техника
холст, масло
2
Открыть в приложении
#1
Портрет ростовского купца И.М. Плешанова
#2
В Томском художественном музее хранится несколько портретов из семейной галереи ростовских купцов Плешановых. Их передал в музей потомок семейства. Его имя не сохранилось.

Иван Плешанов, дядя художника Павла Плешанова, вел семейное дело в Казани. Его портрет несколько отличается от «поучительных» портретов старшего поколения.

По сравнению с портретами его отца Максима Плешанова и тестя Кузьмы Кузнецова, которые также хранятся в музее, портрет Ивана Плешанова, датированный первый половиной XIX столетия, менее архаичен. Размещение фигуры в интерьере еще полностью соответствует каноническому «иконно-парсунному» стилю, но лицо и руки изображены в деталях, что не было характерно для парадных и полупарадных портретов предыдущего XVIII века.

В истории русской живописи парсуной называют портрет, который больше похож на икону. Его отличают акцент на руках и лице, а также идеализация героев. Некоторые художники на парсунах оставляли «подсказки» — атрибуты и подписи, которые помогали определить личность изображенного. Это могли быть медали, письма с хорошо читаемыми строками, визитки на столе.

В начале XIX века эстетические идеалы купечества изменились. Характерная прическа «в кружок» и борода Плешанова еще демонстрируют верность традициям сословия, но молодой купец изображен на портрете с коротко подстриженной бородой. Это свидетельствует о том, что герой картины следовал тенденциям европейской моды, которые возникли в мужском костюме в 1830-х годах.

Плешанов держит в руках письмо. Сохранившиеся копии писем, написанных им в молодости, характеризуют его как человека начитанного, любящего книги. В переписке он рассуждал о Диогене, Сенеке и Нероне, о труде Николая Карамзина по отечественной истории. Плешанова волновали проблемы сохранения духовности, милосердия. Он переживал о нравственности собственной семьи, которая обрела немалые богатства и продолжала наращивать капитал.

Так, в одном из писем Плешанов, еще мальчиком отправленный на работу в Петербург и рано оторванный от малой родины, Ростова, сожалел:
#4
…Не исполняю ни одного своего желания, но изнурил все тело мое в трудах для достижения этой пагубной кучи золота, которая нарушила наше сельское спокойствие.
#5
Купец много размышлял о вопросах «поведения в коммерции», о собственном нравственном развитии и о воспитании племянников, отправленных к нему в Казань.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет ростовского купца И.М. Плешанова

Время создания
первая половина XIX века
Размер
68x55,5 см
Техника
холст, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%