В Томском художественном музее хранится несколько портретов из семейной галереи ростовских купцов Плешановых. Их передал в музей потомок семейства. Его имя не сохранилось.
Иван Плешанов, дядя художника Павла Плешанова, вел семейное дело в Казани. Его портрет несколько отличается от «поучительных» портретов старшего поколения.
По сравнению с портретами его отца Максима Плешанова и тестя Кузьмы Кузнецова, которые также хранятся в музее, портрет Ивана Плешанова, датированный первый половиной XIX столетия, менее архаичен. Размещение фигуры в интерьере еще полностью соответствует каноническому «иконно-парсунному» стилю, но лицо и руки изображены в деталях, что не было характерно для парадных и полупарадных портретов предыдущего XVIII века.
В истории русской живописи парсуной называют портрет, который больше похож на икону. Его отличают акцент на руках и лице, а также идеализация героев. Некоторые художники на парсунах оставляли «подсказки» — атрибуты и подписи, которые помогали определить личность изображенного. Это могли быть медали, письма с хорошо читаемыми строками, визитки на столе.
В начале XIX века эстетические идеалы купечества изменились. Характерная прическа «в кружок» и борода Плешанова еще демонстрируют верность традициям сословия, но молодой купец изображен на портрете с коротко подстриженной бородой. Это свидетельствует о том, что герой картины следовал тенденциям европейской моды, которые возникли в мужском костюме в 1830-х годах.
Плешанов держит в руках письмо. Сохранившиеся копии писем, написанных им в молодости, характеризуют его как человека начитанного, любящего книги. В переписке он рассуждал о Диогене, Сенеке и Нероне, о труде Николая Карамзина по отечественной истории. Плешанова волновали проблемы сохранения духовности, милосердия. Он переживал о нравственности собственной семьи, которая обрела немалые богатства и продолжала наращивать капитал.
Так, в одном из писем Плешанов, еще мальчиком отправленный на работу в Петербург и рано оторванный от малой родины, Ростова, сожалел:
Иван Плешанов, дядя художника Павла Плешанова, вел семейное дело в Казани. Его портрет несколько отличается от «поучительных» портретов старшего поколения.
По сравнению с портретами его отца Максима Плешанова и тестя Кузьмы Кузнецова, которые также хранятся в музее, портрет Ивана Плешанова, датированный первый половиной XIX столетия, менее архаичен. Размещение фигуры в интерьере еще полностью соответствует каноническому «иконно-парсунному» стилю, но лицо и руки изображены в деталях, что не было характерно для парадных и полупарадных портретов предыдущего XVIII века.
В истории русской живописи парсуной называют портрет, который больше похож на икону. Его отличают акцент на руках и лице, а также идеализация героев. Некоторые художники на парсунах оставляли «подсказки» — атрибуты и подписи, которые помогали определить личность изображенного. Это могли быть медали, письма с хорошо читаемыми строками, визитки на столе.
В начале XIX века эстетические идеалы купечества изменились. Характерная прическа «в кружок» и борода Плешанова еще демонстрируют верность традициям сословия, но молодой купец изображен на портрете с коротко подстриженной бородой. Это свидетельствует о том, что герой картины следовал тенденциям европейской моды, которые возникли в мужском костюме в 1830-х годах.
Плешанов держит в руках письмо. Сохранившиеся копии писем, написанных им в молодости, характеризуют его как человека начитанного, любящего книги. В переписке он рассуждал о Диогене, Сенеке и Нероне, о труде Николая Карамзина по отечественной истории. Плешанова волновали проблемы сохранения духовности, милосердия. Он переживал о нравственности собственной семьи, которая обрела немалые богатства и продолжала наращивать капитал.
Так, в одном из писем Плешанов, еще мальчиком отправленный на работу в Петербург и рано оторванный от малой родины, Ростова, сожалел: