На портрете работы известного гравера Василия Матэ принцесса Евгения Ольденбургская изображена в профиль. Достоверно переданы классические черты ее лица, волевой подбородок, блестящие глаза. Матэ стремился изобразить принцессу как благотворительницу и одновременно «первую деловую женщину русской императорской семьи».
Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская проявляла большую активность в общественной жизни. Она была покровительницей комитета сестер Красного Креста и Дома Милосердия, попечительницей Максимилиановской больницы и Рождественской женской гимназии. Некоторое время Евгения Максимилиановна занимала пост председателя Императорского общества поощрения художеств. Не менее значительна была ее деятельность по созданию широкой сети художественных школ в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Василий Матэ получил художественное образование сначала в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников, а затем в граверном классе Петербургской Академии художеств, которым руководил знаменитый гравер того времени Федор Иордан. С 1880 по 1884 год Матэ совершенствовал свое мастерство в Париже, у знаменитого офортиста Клода Фердинанда Гайяра и ксилографа Адольфа Паннемакера.
За свою жизнь Матэ выполнил огромное количество репродукционных листов. Только в офорте их 278, причем 225 из них — портреты. Но наибольших успехов он достиг в области черно-белой ксилографии, имитируя живописные и графические оригиналы.
Литография, как и гравюра, представляет собой разновидность эстампа — оттиска на бумаге с печатной матрицы. Оба варианта широко используются в искусстве, но между ними есть принципиальное технологическое отличие. Художественные гравюры создают с использованием рельефных матриц (досок), а литографии — с помощью плоских печатных форм. Литография как способ тиражирования изображений основана на химическом процессе травления твердой каменной поверхности кислотами. Художник рисует на печатной форме изображение специальным инструментом — литографическим карандашом, тушью или кистью. Затем камень обрабатывают раствором кислот, которые вступают в реакцию с остатками красящего вещества на прорисованных участках и образуют тонкий слой соли. Далее мастер удаляет с формы излишки кислоты скипидаром и наносит на камень типографскую краску. Она задерживается на поверхности камня в местах с прорисованными ранее изображениями. Так создается заготовка для будущего оттиска. Печать осуществляется под давлением на специальном станке-прессе.