Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости из собрания Смоленского музея-заповедника представляет собой интересный образец провинциальной живописи второй половины XVIII века. По всей видимости, портрет Петра был заказан местному мастеру кем-то из смоленских дворян и размещался в парадной зале богатого дома. А возможно, портрет украшал актовый зал одного из смоленских училищ.
В качестве образца для написания своего полотна художник выбрал гравюру художника XVIII века Никиты Челнакова, которая в «Подробном словаре русских гравированных портретов» значится под номером 242. Эта гравюра в свою очередь была выполнена с оригинала Якопо Амикони, итальянского художника, автора многочисленных аллегорических композиций.
Такой образ Петра был очень популярным, и, соответственно, тиражируемым, поскольку демонстрировал военные победы и заслуги императора. Провинциальный мастер старательно перенес на полотно все особенности этой композиции. Художник плохо владел перспективой, а также неточно передал анатомические особенности человека, и многое в портрете Петра выглядит наивным. Художник тщательно выписал все мелкие детали, независимо от того, на каком расстоянии они расположены. Каждый элемент композиции символизирует успехи и победы царя. Так, Петр опирается правой ногой на пушку, что говорит о его военных победах. Справа от фигуры царя — изображение двух барабанов, что также говорит о славных воинских делах. Слева — стопка книг, что отсылает зрителя к законодательной деятельности императора. За изображением Петропавловской крепости просматривается корабль — свидетельство неустанных трудов по строительству русского флота. Об этом же говорит и подзорная труба в руке Петра.
Оригинальным является цветовое решение картины. Провинциальный мастер в качестве образца имел черно-белую гравюру, поэтому в живописной работе он сам выбирал те или иные цвета. Особенно характерен в этом отношении цвет офицерского шарфа на поясе Петра. Он напоминает скорее шелковые слуцкие пояса, которые носили в Литовском княжестве для демонстрации своего благосостояния.
В качестве образца для написания своего полотна художник выбрал гравюру художника XVIII века Никиты Челнакова, которая в «Подробном словаре русских гравированных портретов» значится под номером 242. Эта гравюра в свою очередь была выполнена с оригинала Якопо Амикони, итальянского художника, автора многочисленных аллегорических композиций.
Такой образ Петра был очень популярным, и, соответственно, тиражируемым, поскольку демонстрировал военные победы и заслуги императора. Провинциальный мастер старательно перенес на полотно все особенности этой композиции. Художник плохо владел перспективой, а также неточно передал анатомические особенности человека, и многое в портрете Петра выглядит наивным. Художник тщательно выписал все мелкие детали, независимо от того, на каком расстоянии они расположены. Каждый элемент композиции символизирует успехи и победы царя. Так, Петр опирается правой ногой на пушку, что говорит о его военных победах. Справа от фигуры царя — изображение двух барабанов, что также говорит о славных воинских делах. Слева — стопка книг, что отсылает зрителя к законодательной деятельности императора. За изображением Петропавловской крепости просматривается корабль — свидетельство неустанных трудов по строительству русского флота. Об этом же говорит и подзорная труба в руке Петра.
Оригинальным является цветовое решение картины. Провинциальный мастер в качестве образца имел черно-белую гравюру, поэтому в живописной работе он сам выбирал те или иные цвета. Особенно характерен в этом отношении цвет офицерского шарфа на поясе Петра. Он напоминает скорее шелковые слуцкие пояса, которые носили в Литовском княжестве для демонстрации своего благосостояния.