Экспозицию дворянского зала открывает портрет Петра I кисти неизвестного художника. До поступления в музей он находился в орловском имении князей Куракиных. Специалисты предполагают, что полотно является копией с прижизненного портрета императора, который написал известный голландский живописец Карел де Моор.
В XVII веке в России начали писать первые портреты. Их героями были государи и их приближенные. Их называли «парсунами», от латинского слова «персона» (persona), которое в переводе означает «личность», «лицо». Главной целью такого портрета было не столько запечатлеть конкретную личность, сколько прославить человека как представителя знатного рода. Художники этого жанра не стремились добиться максимального сходства с портретируемыми. Они изображали своих героев в соответствии с принятыми шаблонами, характерными для их звания и статуса.
Светская живопись появилась в России именно при Петре I, а вскоре на смену парсунам пришли картины в европейском стиле. Парадные портреты, обрамленные золочеными рамами, размещали в дворцовых залах. Над портретом монарха мог находиться балдахин.
Прижизненные изображения первого императора и основателя Российской империи писали как русские, так и европейские художники. Имя живописца, который создал представленную в экспозиции Орловского музея версию портрета Петра Великого, неизвестно.
В каталогах Эрмитажа, составленных в середине XIX века, авторство точно такой же картины приписано русскому художнику-портретисту Андрею Матвееву, одному из основоположников русской светской живописи. Однако Матвеев в период царствования Петра I учился в Бельгии и обратно в Россию вернулся только в 1727 году, поэтому написать Петра с натуры не мог. Специалисты считают, что художник сделал копию с оригинального портрета голландского портретиста Карла де Моора по заказу графа Сергея Строганова.
Де Моор написал это полотно в марте 1717 года в Гааге, куда Петр приехал из Парижа на лечение. Из переписки императора и его супруги Екатерины известно, что портрет Моора очень понравился царю. Его приобрел князь Борис Куракин и привез из Франции в Петербург.
В XVII веке в России начали писать первые портреты. Их героями были государи и их приближенные. Их называли «парсунами», от латинского слова «персона» (persona), которое в переводе означает «личность», «лицо». Главной целью такого портрета было не столько запечатлеть конкретную личность, сколько прославить человека как представителя знатного рода. Художники этого жанра не стремились добиться максимального сходства с портретируемыми. Они изображали своих героев в соответствии с принятыми шаблонами, характерными для их звания и статуса.
Светская живопись появилась в России именно при Петре I, а вскоре на смену парсунам пришли картины в европейском стиле. Парадные портреты, обрамленные золочеными рамами, размещали в дворцовых залах. Над портретом монарха мог находиться балдахин.
Прижизненные изображения первого императора и основателя Российской империи писали как русские, так и европейские художники. Имя живописца, который создал представленную в экспозиции Орловского музея версию портрета Петра Великого, неизвестно.
В каталогах Эрмитажа, составленных в середине XIX века, авторство точно такой же картины приписано русскому художнику-портретисту Андрею Матвееву, одному из основоположников русской светской живописи. Однако Матвеев в период царствования Петра I учился в Бельгии и обратно в Россию вернулся только в 1727 году, поэтому написать Петра с натуры не мог. Специалисты считают, что художник сделал копию с оригинального портрета голландского портретиста Карла де Моора по заказу графа Сергея Строганова.
Де Моор написал это полотно в марте 1717 года в Гааге, куда Петр приехал из Парижа на лечение. Из переписки императора и его супруги Екатерины известно, что портрет Моора очень понравился царю. Его приобрел князь Борис Куракин и привез из Франции в Петербург.