История этого портрета, запечатлевшего первого российского императора, необычна и загадочна, как и личность самого Петра I. В 1952 году портрет поступи в собрание Симферопольского художественного музея из фондов Государственного Русского музея.
Русский царь предстает на этом полотне в несколько театрализованном виде — чего стоят одни только рыцарские доспехи, которые к XVIII веку уже давно вышли из обихода. Автор портрета тем самым стремился передать социальную значимость своего героя. Тем удивительнее, что в этом изображении одного из самых значимых мировых политических деятелей XVII и XVIII веков отсутствуют какие бы то ни было атрибуты власти. В руках Петра нет ни скипетра, ни державы, его голова не увенчана ни короной, ни шапкой Мономаха.
Зато фигура царя излучает достоинство, наполнена энергией, внутренней напряженностью. Все это соответствует одновременно и личности Петра, каковой мы знаем ее по воспоминаниям современников, и описаниям историков, и собственно его статусу. Французский художник Иасент Риго, который считается автором портрета — вполне намеренно лишил российского императора атрибутов власти, дабы сконцентрировать внимание зрителя на личных достоинствах своего героя.
Портрет находился в Романовской галерее Эрмитажа до Октябрьской революции 1917 года. В инвентарной книге Симферопольского художественного музея указывается, что в 1925 году в Государственный Русский музей портрет Петра I поступил именно из Государственного Эрмитажа.
Художественная и историческая ценность портрета состоит, прежде всего, в таланте его автора и в том мастерстве, с которым он изобразил Петра Великого. На полотне он предстает перед зрителем не в парадном облике, а живым человеком — таким, каким Риго мог видеть его на приемах при дворе Людовика XV.
Русский царь предстает на этом полотне в несколько театрализованном виде — чего стоят одни только рыцарские доспехи, которые к XVIII веку уже давно вышли из обихода. Автор портрета тем самым стремился передать социальную значимость своего героя. Тем удивительнее, что в этом изображении одного из самых значимых мировых политических деятелей XVII и XVIII веков отсутствуют какие бы то ни было атрибуты власти. В руках Петра нет ни скипетра, ни державы, его голова не увенчана ни короной, ни шапкой Мономаха.
Зато фигура царя излучает достоинство, наполнена энергией, внутренней напряженностью. Все это соответствует одновременно и личности Петра, каковой мы знаем ее по воспоминаниям современников, и описаниям историков, и собственно его статусу. Французский художник Иасент Риго, который считается автором портрета — вполне намеренно лишил российского императора атрибутов власти, дабы сконцентрировать внимание зрителя на личных достоинствах своего героя.
Иасент Риго к 1717 году — времени, которым датируется его портрет Петра I, был уже весьма знаменитым живописцем, не один год проработавшим при французском дворе. По версии, записанной со слов Николая Ивановича Греча, это полотно некогда было преподнесено другому российскому императору — Николаю I — графом Сергеем Семеновичем Уваровым. Тому же картина же досталась от графа Алексея Разумовского.
В семействе Разумовских сохранилось предание, что Петр перед отъездом из Парижа в 1717 году, где он вел переговоры о юридическом окончании Северной войны, зашел в отсутствие Риго в его мастерскую. Увидев на мольберте свой незаконченный портрет, царь, не церемонясь, вырезал из него круг с изображением своей головы и увез. Впоследствии этот фрагмент он отдал дочери, Елизавете Петровне, а та подарила его Алексею Григорьевичу Разумовскому. Когда портрет попал к графу Уварову, тот приказал наклеить голову на новое полотно и приписать туловище.
Художественная и историческая ценность портрета состоит, прежде всего, в таланте его автора и в том мастерстве, с которым он изобразил Петра Великого. На полотне он предстает перед зрителем не в парадном облике, а живым человеком — таким, каким Риго мог видеть его на приемах при дворе Людовика XV.